Письменность, фольклор и народный театр на Кавказе

Письменность на Кавказе была изобретена весьма рано. Автором армянского алфавита называют Месропа Маштоца, жившего в пятом веке. Примерно к тому же времени относятся ранние памятники грузинской письменности. В первые века нашей эры существовал и агванский алфавит, но он был забыт с гибелью Кавказской Албании.

Письменность и фольклор народов Кавказа

Письменность на Кавказе была изобретена весьма рано. Автором армянского алфавита называют Месропа Маштоца, жившего в пятом веке. Примерно к тому же времени относятся ранние памятники грузинской письменности. В первые века нашей эры существовал и агванский алфавит, но он был забыт с гибелью Кавказской Албании. Армянская и грузинская письменность, восходящая к сирийскому раннесредневековому письму, и сейчас сохраняет свою национальную роль. Она всегда имела массовое распространение в собственной этнической среде как признак верности культуре и религии.

Азербайджан и Дагестан, включая вайнахские земли, при принятии мусульманства примкнули к книжному миру ислама, где письменность является признаком ученого (алима) и законоведа (муфтия), знатоков Писания, возвеличенных над основной массой людей. В этих странах записывали законы и локальные исторические хроники, готовили, пусть поверхностных, знатоков Корана и сунны (исламского предания), обучали мусульманских школяров сохстов. Евреи сохраняли в обрядовых целях свой древний алфавит.

Но сами языки народов Дагестана и Северного Кавказа оставались до советского времени бесписьменными, отдельные попытки создать свой алфавит не меняли картины в целом. Владение навыками чтения ценилось очень высоко, а неграмотными людьми буква любой письменности воспринималась знаком Бога и самостоятельным амулетом. Подписью служил отпечаток текста на перстне или отпечаток родового знака — тамги, которым также метили скот, отмечали границу родовой земли. Тамгу вырезали на двери кунацкой в память вечной дружбы с гостеприимным хозяином.

Устное народное творчество

Одним из способов сохранения традиций у народов Кавказа было устное творчество. 

Мифы, легенды, предания сохранялись веками, их древние формы были доступны для записи учеными в еще XIX-XX вв. как бытовые, обрядовые и трудовые песни. Большим уважением и неприкосновенностью в любых ситуациях пользовались сказители — хранители фольклорных текстов и приемов их исполнения. Адыгский джегуако мог беспрепятственно проходить между воинами на поле битвы, говорить неприятную правду в лицо князю. У абхазов во главе военной партии шел певец со скрипкой в руках, вдохновляя всех на подвиги. Грузинский мествире, сжимая мешок волынки, напевно повествовал о героях прошлого. В гуще народных праздников всегда были армянский гусан или азербайджанский ашуг. Учеными были записаны обширные пласты древних героических сказаний: нартский эпос у абхазов, адыгских народов, карачаевцев, балкарцев и осетин, особый вариант нартских сказаний был распространен у вайнахов. В Грузии записаны цикл легенд о богоборце Амирани, охотничьи легенды и сказания о борьбе с захватчиками, предания о царице Тамаре. В Армении — исторический эпос Давид Сасунский, а в Азербайджане поэма Лейла и Меджнун, лирические песни баяты, дастаны (большие лирические или героические песенные сказания), например, дастан о Кер-оглы, вожде крестьянского восстания и острослове.

Музыкальная культура и народный танец

Очень разнообразна была музыкальная культура. Типичными образами на Северном Кавказе были мужчина со скрипкой, стоящий вертикально на колене, девушка-гармонистка, пастух со свирелью. По народным поверьям звук свирели укрощал природные стихии, помогал находить клады, разыскивать утопленников и т.д. В некоторых районах были популярны сольные исполнители, среди которых были женщины, например, игравшие в Грузии на щипковых инструментах чонгури. Для Южного Кавказа более типичны ансамбли из нескольких музыкантов.

Культура танца на Кавказе столь же прославлена, как и кавказская кухня. На Южном Кавказе в танцах допускалась большая экспрессия, а на Северном Кавказе, напротив, поощрялась сдержанность. Например, у адыгов не разрешалось поднимать руки выше пояса, падать на колени, касаться земли рукой. В танце у чеченцев строго запрещались всяческие соприкосновения партнеров.

Игры ряженых и истоки народного театра

Весьма популярными были выступления ряженых. 

На Северном Кавказе и в Дагестане они больше были связаны с обрядовыми действиями — новогодними праздниками, свадьбой, обрядами плодородия, исцеления больных, вызывания дождя, обрядами мужских и женских тайных союзов. На Южном Кавказе, не теряя обрядового значения, эти выступления имели отчетливые признаки театра, в них участвовали даже профессиональные актеры — например, в грузинской кеенобе (весенний праздник победы над силами природы и врагами страны). Яркой театральной формой обладали в Закавказье теневой театр или азербайджанское представление килим арасы ("в середине ковра"), действующие лица в которых были куклами, надетыми для положительных персонажей на руки, а для отрицательных — на ноги.