Поселения и жилище

Города на Южном Кавказе возникли как древние политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку, Нуха, Шемаха и др.). 

Возникновение и развитие городов

Города на Южном Кавказе возникли как древние политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку. Нуха, Шемаха и др.). Особое значение имел Тифлис (Тбилиси), бывший средоточием связей всего Кавказа. Официальной датой его основания считается 458 год, время построения царем Вахтангом Горгасалом укреплений вокруг уже давно существовавшего города. В Средние века возникали и гибли поселения городского типа и на Северном Кавказе.

Градообразующим центром каждого города выступала крепость-дворец с альтернативой в виде рыночной площади, а основной структурной единицей поселения выступал квартал. Направления узких улиц между кварталами определялись естественным рельефом местности, внутри были тесные проходы. И в городах и в селениях усадьба отделялась от внешнего пространства глухой стеной, в жилище попадали из внутреннего дворика, часто переходящего в сад. Городские дома строили из камня, хотя широко применялась и глина. Они были в один-два этажа, в последнем случае на втором этаже появлялся живописный деревянный балкончик.

В российское время происходила или частичная перепланировка центра города, или рядом с "азиатской" частью появлялась "европейская". При советской власти перепланировка продолжалась, на окраинах были построены дома современной застройки, одинаково называемые "черемушками", но колорит исторического участка старого города был, в основном, сохранен. На Северном Кавказе города, такие, как Екатеринодар (Краснодар), Грозный, Владикавказ, Нальчик, Новороссийск, Темир-хан Шура (Махачкала) возникли на местах российских укреплений. Позднее в города преобразовывались и поселки с возросшей экономической значимостью, города горняков: Тырныауз в Балкарии, Ткварчели в Абхазии, а также город-курорт Сочи.

Сельские поселения на Кавказе

Размеры и формы сельских поселений определялись ландшафтом и общественным устройством. Основным их принципом было совместное поселение родственных семей, составлявших в высокогорье отдельное село родичей, а в других местах поселения происходили по патронимным кварталам. На равнине и в предгорьях села старались разместить у реки. В горах под жилище отводились негодные в хозяйственном отношении места. В средней части селились на горных склонах, в высокогорье на хребтах. Тип селения-усадьбы был типичен для высокогорья и для верхней части лесистых долин Западного Кавказа. Крупные селения могли быть и на равнине, и в горных районах. На Западном Кавказе в предгорьях кварталы слипались в многокилометровое пятно вокруг соседних холмов. В горах Дагестана дома располагались на склоне амфитеатром, так что крыша дома была двориком для усадьбы семьи, жившей выше.

В каждом горном селении — в его центре или в середине каждого квартала была площадка, где собирались мужчины; а ниже, у водного источника, обычно встречались женщины.

Типы кавказского жилища

Большое разнообразие видов кавказского жилища может быть сведено к нескольким основным типам, связанным с группами народов или отдельными этносами.

Ногайцы долгое время сохраняли юрту — жилище кочевников. Юрта была известна курдам, также похожее на юрту жилище алачиг использовали в горах азербайджанские пастухи.

На равнинах и предгорьях вокруг Большого Кавказа адыго-абхазские народы, осетины, вайнахи, западные грузины и грузины-кахетинцы, часть аварцев, кумыки, талыши строили дома из турлука (обмазанных глиной прутьев) и саманного кирпича (смеси глины с соломой и навозом). Дома состояли из одной или нескольких комнат под 2-х или 4-х скатной крышей из растительных материалов. Дом часто имел крытую террасу со стороны двора.

Карачаевцы, часть балкарцев, осетин, горных адыгов делали срубные жилища, причем у карачаевцев дома были объединены вокруг перекрытого дворика — арбаза.

Каменный дом от полуземлянки до двух-трехэтажного дома с плоской крышей (т.н. горская сакля) был типичен для всех горцев средних зон Большого и Малого Кавказа.

Максимальное устремление ввысь демонстрировали каменные жилища замкового типа, дома-крепости балкарцев, осетин, ингушей, горных чеченцев, грузин-сванов, тушин, хевсуров, называемыми жилыми и боевыми башнями.

Большая полуземлянка, перекрытая ступенчато-пирамидальным сводом и земляной засыпкой, была типична для армян, грузин Картли, азербайджанцев и курдов нагорного Карабаха, а также для населения некоторой части юга Осетии.

В жилище с плоской крышей из глиняных блоков жили на Апшеронском полуострове и в селах Араратской долины.

Очаг — сакральный центр дома

Горское жилище не было комфортным, но все его недостатки искупались любовью к родному дому. Сакральным центром жилого пространства у горцев Северного Кавказа и Дагестана был очаг с открытым огнем, горевшим в центре дома или помещенным в камин у стены. За очагом было место хозяина дома. Часть дома по правую сторону от огня считалась мужским пространством, по левую — женским. Над очагом висела железная цепь, главная святыня дома. В местных верованиях к ней относились как к части вертикальной оси мира, воплощению небесного огня. Другой святыней был центральный столб. У народов Малого Кавказа, например, армян, основная комната имела углубленный глиняный очаг, а специальное гостевое помещение располагалось рядом с помещением для скота.