Поселения и жилище вепсов

Стабильная система расселения вепсов сложилась в эпоху позднего средневековья и практически сохранялась без изменений до XX века. Характерной особенностью большинства вепсских деревень являлось отсутствие какого-либо плана и порядка расположения домов.

Особенности поселений

Стабильная система расселения вепсов сложилась в эпоху позднего средневековья и практически сохранялась без изменений до XX века. Характерной особенностью большинства вепсских деревень являлось отсутствие какого-либо плана и порядка расположения домов. По поводу беспорядочного положения жилых построек в деревнях крестьяне-вепсы шутливо замечали: "Бывало, пойдешь в чужую деревню Христа славить, так по кадушкам замечаешь, в какой избе был, а в какой не был, деревня-то такая, что чужому человеку заблудиться можно". Почти каждый населенный пункт имел по два, три, а то и по четыре названия: по географической местности, по имени основателя деревни, по имени наиболее влиятельного лица и т.п. Одни названия числились в книгах, другие бытовали в народе.

Традиционные постройки

Традиционное жилище вепсов формировалось на протяжении многих столетий. Его внешний облик имел много общего с постройками других прибалтийских финнов и русских, населяющих северо-запад России, что объясняется схожими географическими условиями. Однако были и некоторые отличия; они проявлялись в приемах домостроительства, декоре вепсских построек. Крестьянские жилища строились с однорядной и поперечной связью (Г-образной и Т-образной). Пристройки к первоначальной избе появлялись тогда, когда увеличивалось количество членов семьи; тогда рубили еще одну избу и пристраивали ее к сеням дома. Все постройки ставились с учетом микрорельефа местности. До начала XX века в вепсских деревнях преобладали срубные "курные" избы самцовой конструкции с сильно выступающим двухскатным навесом остроконечной крыши над лицевым фасадом и подклетом — нижним помещением без окон. Подклет использовался для хранения различной утвари, сельскохозяйственных орудий и продуктов. Жилища состояли чаще всего из двух — трех камер. Крыши покрывались тесом, соломой, позже — дранкой. 

Самые старые постройки имели на фасаде одно — два окна (в начале XX века на избах еще можно было увидеть волоковые окна); в конце XIX века появились избы с тремя окнами по фасаду. В Прионежье дома состоятельных вепсских крестьян походили на северорусские большие избы. Они строились в два этажа с большим количеством окон на фасаде и боковых стенах. Сзади к таким избам примыкал крытый двор. Часто под крышей устраивали балкон с резными столбами-опорами и перилами. Над балконом находилась полукруглая арка-навес.

Подготовка к строительству дома

Подготовка к строительству дома начиналась с выбора материала; этому вепсы придавали большое значение, так как избу строили "на века". 

Заготавливать лес начинали поздней осенью, либо в начале зимы. Каждый ствол специально отбирали; на подходящих для строительства деревьях делали затесы. Веками накопленный опыт позволял крестьянам делать правильный выбор: если у дерева под ногами выступала вода и кора светлая — это "малтежный" лес; его не брали — древесина рыхлая. Предпочтение отдавали "карганику" — соснам, которые росли вперемешку с елкой на берегах сухих болот, либо "кондовому", "рудовому" — боровому лесу, растущему на высоких местах да на камнях. У него сердцевина желтая, широкая, тонкий луб. Считалось, что такое дерево "воды не держит". 

С заготовкой леса для постройки дома было связано много примет. Так, строго-настрого запрещалось рубить очень старые деревья, которые должны были умереть своей смертью. Запрет распространялся и на деревья, выросшие на старых могильниках, в священных рощах. Не пригодными для построек считались также деревья, на которых ворон свил гнездо. Крестьяне считали, что в такой дом может ударить молния.

Постройка дома

Лучшим временем для постройки жилища считалась осень — больше свободного времени, дешевле нанять работников. Если избу ставили на своей земле, то не спрашивали согласия у соседей, а если на новом месте, то участок под строительство определялся всеми односельчанами. Обычно на строительство дома приглашали человек по восемь на день. Два-три воскресенья работы, и сруб был готов. Если семья строила дом сама, то первые шесть венцов и пол укладывал сам хозяин, потом он созывал "помочь" для того, чтобы поднять избу. Собравшихся односельчан хозяин перед работой кормил обедом, а иногда и угощал пивом, специально сваренным для этого случая. 

"Обмастерить" избу зажиточные крестьяне всегда приглашали плотников. Они прорубали окна, делали двери, стесывали стены, устанавливали "полки", и, в завершении всей внутренней работы, делали "ошесток" — ящик у печи. Если же семья была бедная и не могла оплатить весь комплекс работ по внутренней отделке избы, то ограничивались стесыванием стен у окна, да прибиванием крупных пластов бересты к наружной стороне дверей (для тепла).

Художественная отделка дома

Избы состоятельных крестьян украшал богатый декор. 

Резьбой были покрыты "косицы" — доски по краям свесов крыш, ограды балкончиков, наличники "красных" и слуховых окон, водосточные желоба, выступающие верхние бревна боковых стен. Концы куриц вырезались в виде птичьих и конских голов. Мастера-резчики умело сочетали выемчатую, контурную и накладную фигурную резьбу. Резьбу делали по сырому материалу — "пока сок в дереве жив". 

Особую выразительность старинным вепсским постройкам придавали разнообразные наружные высокие крыльца с лестницами. Они были установлены на массивные столбы. Край площадки крыльца поддерживался либо одним столбом в центре, либо двумя столбами, поставленными под внешние углы крыльца. Крыльца были как открытые, так и закрытые (зашитые тесом). Они имели один или два спуска. Свесы крыши делались односкатные, либо двухскатные. Часто крыльца, так же как и изба, украшались резными досками-причелинами и "полотенцами". Крышу на высоких крыльцах поддерживали резные столбы-опоры. Кроме вышеописанных крылец, в вепсских деревнях можно было увидеть низкие крыльца — "приступок". Это были площадки из досок перед входом в дом с навесом и перилами.

Обряды и приметы при строительстве дома

Весь ход строительства и въезда в новый дом был окружен обрядами и приметами. Так, строительные работы обычно начинали во вторник, либо четверг и всегда во время новолуния. Если лом строили за пределами деревенской изгороди, то предварительно хозяину требовалось заключить "договор" с лешим, попросить его чтобы он потеснился и не распространял свою власть на вновь освоенный участок. Если дом был началом основания новой деревни, перед его постройкой нужно было определить место его закладки. Для этого совершали специальный обряд: наклоняли две невысокие березки и их макушки связывали лыком. Под ними нужно было пройти в лес и громко крикнуть: "Батюшка, лесовой хозяин пусти жить в твоем лесу! Укажи-ка мне место, где бы я жил, тебе не мешал, а ты б меня не забижал". 

Чтобы не привлекать нечистую силу в строящийся дом, запрещалось во время рубки сруба говорить дурные слова. Нельзя было втыкать топор в бревно — ранить дерево. В качестве оберега под первый венец дома (под углы) укладывали шиповник, либо медные монеты. Постройку старались поставить так, чтобы в окна было видно восходящее солнце: "Дом — как собор — на восток (ставь) передом!", говорили вепсы. Когда начинали рубить избу, смотрели, как упадет первая щепка; если хребтом кверху, то жить в ней будут богато. Счастливым считался и тот дом, на котором ласточки вили гнезда. 

Благополучие нового дома во многом зависело от того, кто и как его строил. И если хозяева не были скупыми, "не обижали" мастеровых, то дом получался на славу. 

А если работников принимали плохо, они мстили. В старину говорили: "плотников обидишь, в дом кикимору наведут — привезут с болота вместе со мхом; станет нечистая поленьями кидаться, спящих щекотать, на баб сухоту наводить, на мужиков — задумчивость". В отместку хозяину могли между бревен камень, либо шишку еловую положить — такой дом зимой было не обогреть. 

В конце XIX — первой четверти XX века вепсы особо не заботились о чистоте в доме. Избу обычно мыли один или три раза в год. Уборку приурочивали к большим праздникам — Рождеству, Крещению, Пасхе. Во время такой уборки тщательно мыли потолок, стены, киоты, скоблили пол и натирали его песком до желтизны. Печь обмазывали белой глиной. Затем на сырой пол сыпали солому, либо стелили половики. Крестьяне считали, что от того как обращались с накопившимся в жилище мусором зависело благополучие семьи; поэтому его старались не выносить из избы на улицу, а сжигали в печи. Если же это по какой-либо причине сделать было невозможно, то пол мели и выбрасывали мусор за порог дома только в первой половине дня.

материал подготовлен
Королькова Людмила Валентиновна