25 декабря / 7 января 
Магический обходной обряд для обеспечения урожая хлебов в новом году. Производился в первый день Рождества или в Новый год. 

__________

Посевание

Посевание - обходный магический обряд, направленный на обеспечение урожая в новом году. Посевание производилось в дни, осмысляемые в сознании крестьян как начало нового этапа в хозяйственной деятельности, то есть в первый день Рождества или в Новый год. В этом плане обряд посевания примыкает к другим ритуалам святочного периода (колядование, гадания и др.), освященным идеей магии первого дня: приуроченность действий к конкретному времени (первому дню, началу цикла) являлась одним из важнейших условий, обеспечивающих действенность данной акции по отношению к будущим результатам, в случае посевания - урожай хлебов. 

Обряд посевания совершался в каждом крестьянском доме: посевальщики поутру обходили все избы и разбрасывали зерна разных культур. 

Исполнителями обряда были в основном дети, по большей части мальчики., что, возможно, связано с закреплением в традиции функции сеятеля за представителями мужского пола. В южнорусских губерниях в роли посевальщика выступал деревенский пастух. Показательно, что в обоих случаях при посевании семена возвращались к крестьянину через посредников (детей, пастуха), которые сами не участвовали в процессе их выращивания: так, дети, вероятно, брали зерно у взрослых, а пастух получал его за свою работу в конце сезона пастьбы. 

Семена приносили в дом в рукавицах (дети) или в мешке (пастух) и "сеяли" (бросали) в красный угол, либо пастух-посевальщик, не переступая порога, обращался к хозяйке: "Держи подол!", - и хозяйка подставляла фартук или подол, куда из-за порога бросались три горсти зерен из мешка. То, что посевальщик не переступал порог, еще раз подчеркивает его посредническую миссию: в символическом плане податель семян и, следовательно, будущего урожая являлся представителем "чужого", "иного" мира, тогда как в обыденной жизни пастух, известный всем деревенским жителям, ежегодно обращавшимся к его услугам, мог спокойно заходить в избу. 

Бросание семян в обряде посевания сопровождалось словами или песнями, содержанием которых являлось описание действия сеяния, поздравление хозяев с Новым годом и требование вознаграждения за совершение обряда: 
                    Сею, рассеваю 
                    Овсом, рожью, 
                    Милостей божью! 
                    На крутой творожок 
                    Пастуху пирожок!" 
                                        (Солодовников Д.Д., 1916, с.102). 

В некоторых песнях посевальщиков в заговорно-императивной форме высказывалось пожелание урожая различных зерновых культур: 
                    "Сею, вею, посеваю, 
                    С Новым годом поздравляю. 
                    На новый год, на ново счастье 
                    Уродись, пшеничка, 
                    Горох, чечевичка! 
                    На поле - копнами, 
                    На столе - пирогами! 
                    С Новым годом, 
                    С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!" 
                                        (Обрядовая поэзия, 1989, № 66, с.88). (Обрядовая поэзия, 1989, № 66, с.88). 

Иногда в песнях обряда посевания упоминаются св. Василий, день памяти которого приходился на 1 января (то есть на Новый год), и Господь, выступающие в роли посевальщиков: 
                    "Василия дома нету. 
                    Бог его знает, 
                    Где он гуляет. 
                    Он ходит с плужком, 
                    Сам господь с мешком. 
                    Ручка золотая, 
                    Сама подсевает. 
                    Куда ручка брыкнёт, 
                    Туда зернышко падёт. 
                    С Новым годом, с новым счастьем! 
                    Пшеничка большая расти!" 
                                        (Русское народное творчество в Башкирии, 1957, с.141). 

Обязательным элементом обряда было одаривание посевальщика пирогом или чем-либо другим. Если посевальщик замечал нежелание хозяйки отблагодарить его, то предупреждал ее : 
                    "А не дашь пирога - я корову за рога!" (Солодовников Д.Д., 1916, с.102). 

Зерна, полученные во время обряда посевания, берегли и сохраняли до посева как обладающие продуцирующей силой и обеспечивающие хороший урожай. 

Обряд посевания являлся, без сомнения, земледельческим, и в то же время он был направлен на обретение благополучия в доме крестьянина в самом широком смысле, на что указывают тексты типа: 
                    "Сею-вею, посеваю, 
                    С Новым годом поздравляю! 
                    Со скотом, с животом, 
                    С малым детушкам!" 
                                        (Макаренко А.А., 1913, с.47). 

В этом плане обряд посевания типологически близок обряду обсыпания зерном молодых во время свадьбы.