От Иоанна Богослова (26 сентября / 9 декабря) до Рождества Христова (25 декабря / 7 января). 

Форма общения сельской молодежи в виде собраний парней и девушек в закрытом помещении для работы и развлечений. 

__________

Посиделки

Посиделка (беседа, бесёда, вечорка, посида, супрядка) - собрание парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, форма общения холостой молодежи. 

Посиделки начинались после уборки урожая, в разных деревнях в разное время: со дня Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), с Покрова Богородицы (см. Покров день), на Козьму и Демьяна, с Введения Богородицы, а заканчивались к Рождеству Христову. Они устраивались обычно в будние и воскресные дни по вечерам в специально снятой для этой цели избе или поочередно в домах девушек. 

Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или группы рядом расположенных маленьких деревень. Появление парней из других деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно. В лучшем случае их старались мирно выпроводить домой, взять с них деньги в пользу посиделки, в худшем случае посиделка заканчивалась дракой между чужаками и местными парнями, недовольными их приходом. 

Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели протяжные песни. 

Праздная часть начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: "Здравствуйте, красные девушки!" или "Посиделке Вашей, лебеди белые!". Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: "Здравствуйте, молодцы хорошие!", "Бог на посиделку!". Ритуал требовал, чтобы затем каждый парень выбрал себе среди сидевших девушек пару для посиделочной игры. Приглядев девушку, он должен был подойти к ней, приподнять шляпу, поклониться, назвать по имени и отчеству, сказать приветливые слова и слегка ударить по плечу. Девушка обязана была, если парень ей понравился, встать, поклониться и пригласить сесть рядом. Такие игровые пары назывались беседниками, занимальщиками, игральщиками, почётниками. Обычно парень, раз выбрав для игры понравившуюся ему девушку, должен был выбирать ее на каждой посиделке. Измена почётников друг другу не одобрялась, а частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась молодежным общественным мнением. 

На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными спокойными играми, заканчивавшимися поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, тему семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой. В них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание неверной или строптивой жены. Так, самым распространенным и любимым игровым хороводом посиделок был хоровод "Женина любовь". Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. "Жена", находящаяся в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом "мужа", сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поет: "Посмотрите, добры люди, как жена мужа не любит: Где не сойдется, не поклонится, отворотится!". После этого рассерженный поведением "жены" "муж" произносит: "Я куплю тебе, жена, шелковую плетку". "Жена" сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: "Посмотрите, добры люди, как жена мужа любит: Где не сойдется, все поклонится, не отворотится" (Голейзовский К. Л., 1964. С. 189 -190). 

Поведение молодежи на посиделках отличалось от поведения на весенне-летних гуляниях. 

Здесь разрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались и даже поощрялись нескромные разговоры, сомнительные шутки, остроты, неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когда устраивались "гаски", т.е. когда гасили свет, то объятия парней и девушек, по словам людей, видевших посиделки, могли "становиться слишком жгучими". Зачастую посиделки кончались "ночлежкой", т.е. совместной ночёвкой всех присутствовавших. Групповое поведение молодежи должно было оставаться тайной для односельчан. Хозяевам избы даже платили особые деньги "за молчан", а свое собственное молчание заклинали песней: "Вы не сказывайте дома матерям, что который со которой говорил, что который со которою сидел". 

Посиделки являлись продолжением молодежной игры, начатой в весенне-летний период. Однако они были более спокойные, не столь бурные, чем весенне-летние гуляния. Это соответствовало общему умиранию природы в этот период времени, некоторому успокоению, "сну" окружающего людей мира. Кроме того свое влияние оказывал начинавшийся с 15 / 28 ноября Филиппов (Рождественский) пост, во время которого были запрещены все шумные развлечения. Молодежь продолжала свою символическую игру, но это уже была игра не в любовь, а в семью.