Праздничный костюм молодой замужней женщины. Русские. Костромская губерния, г. Галич. XIX век

Праздничный костюм молодой замужней женщины. Русские. Костромская губерния, г. Галич. XIX век

Русская женская одежда, в отличие от мужской, была очень разнообразна, но при множестве вариантов сложились два основных типа костюма - севернорусский (сарафанный комплекс) и южнорусский (поневный комплекс), при этом исторически более поздний сарафанный тип стал этническим символом традиционного русского костюма. В императорской коллекции музея тоже представлена только севернорусская женская одежда. 

Основу костюма составляла рубаха и сарафан. В XIV - XVI веках сарафаны носило высшее сословие - цари, бояре, князья, с XVII века он становится исключительно девичьей и женской одеждой и распространяется на все слои общества, а с конца XVIII был уже частью преимущественно крестьянского костюма. Шили сарафаны из различных тканей: холста, шерсти, набойки, но свадебные и праздничные - непременно из штофного шелка, полупарчи и парчи. 

Для косоклинных сарафанов характерен конусообразный силуэт, подчеркивающий стройность, дородность, величавость женщины. 

По линии вертикального разреза на сарафан нашивались бахрома, позумент, тесьма, дорогие пуговицы. В русских праздничных костюмах было много золотого шитья, жемчуга, перламутра, камней, серебряного кружева. Такие костюмы хранились в сундуках многих горожанок и крестьянок. Девушки победнее на свадьбу занимали у соседей штофные сарафаны и шитые золотной нитью и жемчугом головные уборы, старшие сестры передавали их младшим. Свадебные костюмы в течение нескольких лет молодухами надевались по большим праздникам, тщательно хранились, передавались из поколения в поколение. 

В роскошном севернорусском костюме поражают сдержанность и гармония цвета, величавость силуэта, замечательное мастерство изготовления декоративных деталей, равновесие и ритмичность орнамента.