Преображение (второй, яблочный Спас)

19.08.17

Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих. 

В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или "Спасом на горе", что происходило от места, где совершилось Преображение Христово. Но чаще всего, Второй Спас именовали — "Яблочным", так как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили: "Второй Спас — срывают спелые яблоки"; "Пришел Спас — всему час: плоды зреют"; "Пришел Спас — яблочко припас"; "Яблоки не родятся — так и Спаса не будет". 

Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву) носили для освящения в церковь. Обычай приносить плоды в церковь и освящать их очень древнего происхождения; в христианской церкви он является продолжением обычая ветхозаветной церкви (Исх. 23:19; Лев. 23:10; Числ. 18: 12-13). Предписания об этом обычае изложены уже в 3 апостольском правиле. Основание для обычая заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — новые колосья пшеницы и виноград — приносятся для благословения, в знак благодарности за получение этих плодов для пропитания человека. Яблоки, заменяющие в России виноград, освящались другой молитвой. 

В конце праздничной литургии, после заамвонной молитвы и раздачи антидора, священник благословлял плоды нового урожая, читал над ними молитву, за что крестьяне в особые корзины насыпали ему т.н. "начатки", т.е. небольшое количество плодов каждого сорта. 
 

Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени; первые "Осенины" (иногда это происходило в Семенов день); отмечался ряд примет о погоде и животном мире: "Со Спаса Преображения — погода преображается"; "После Второго Спаса дождь — хлебогной"; "Каков Второй Спас, таков и январь"; "Отлетает второй табун стрижков" (Сибирь); "Начинается отлет журавлей"; "К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны"; "В какой день Средний Спас, в таков — Покров". Преображение Господне называли в Сибири Вторым Калинником и ожидали второй иней, менее губительный для хлебов.