Пути сообщения и традиционные средства передвижения вепсов

Древнейшими путями сообщения в вепсских краях были реки и озера. Водными магистралями служили река Свирь и Онежское озеро, реки Оять, Паша, Капша, Сясь и Тихвинка (Балтийский бассейн), а также река Лидь, река Колпь, река Суда и река Ножема (Каспийский бассейн). Сеть сухопутных дорог сложилась гораздо позднее. Первые исторические свидетельства о проезжих дорогах в крае относятся к эпохе средневековья, ко времени "новгородского" освоения региона. Память о существовании одного из этих путей закрепилась в топониме — названии д. Залющик. "Лющик" или "Людщик" — слово, обозначавшее в Средневековье большую дорогу. 

Наиболее интенсивно процесс формирования сети внутренних путей сообщения в вепсских краях проходил во времена массовой крестьянской колонизации земель (XV—XVI вв.). В это время возникли многие сухопутные коммуникации, связывавшие деревни с сельскохозяйственными угодьями, местами охоты, общинными и приходскими центрами. Одна из таких дорог — "коивский путь" упомянута в "купчей грамоте Спасского Ковалева монастыря с Прокуем, сыновьями и братаном по р. Тихвинке". Она относится к XIV-XV веку. Вероятно, это первое письменное свидетельство о дороге, которая до сего дня соединяет Озерской погост с Койгушским и Пелуским погостами. 

В связи с учреждением в России скорой ямской гоньбы (XV в.) между вепсскими погостами были проложены дороги, за которыми должны были следить крестьяне. 

Однако их состояние в годы экономических кризисов и войн постоянно ухудшалось. Поэтому вплоть до XVIII века приоритет в системе сообщения сохраняли водные коммуникации и прежде всего — Свирский и Тихвинский водные пути. Их функционирование поддерживалось государством, надзор же за сухопутными трассами был переложен на местные власти. Ремонтировать старые дороги и прокладывать новые земства стали только с начала XX века. 

К этому времени дороги в вепсских лесах были проложены только до волостных сел. Остальные деревни соединяли между собой лесные тропы, по которым передвигались преимущественно пешком, либо верхом. Для вепса пройти 40—60 километров в день с заплечным берестяным кошелем было привычным делом. Колесные средства передвижения — двуколки — начали появляться на вепсских дорогах лишь в конце XIX века, а в самых глухих местах первые телеги стали использовать только в 1920-е годы. До этого времени зимой и летом ездили на санях и верхом на лошади. 

Если деревня стояла на берегу водоема, то население преимущественно пользовалось водными средствами передвижения. Для разных нужд строили различные виды плавательных средств. Самым древним из них были лодки из цельного дерева; они могли быть одинарные и двойные — "ройки". Лодки-долбленки делали из осины. Шитые лодки делали из досок. Для их изготовления использовали древесину хвойных пород. Хранили лодки на берегу водоемов на специальных "козлах", иногда — под навесами, сделанными из еловой коры, а на зиму убирали плавательные средства в сараи. 

В холодное время года, когда устанавливался снежный покров, в лес на работу, либо на охоту всегда шли на лыжах. Лыжи делали из древесины березы или осины, а крепления к ним — из старых гужей. В вепсских краях наибольшее распространение получили лыжи-голицы. Для улучшения скольжения их смазывали жиром. Лыжи, подбитые мехом, использовали в основном во время охоты.

материал подготовлен
Королькова Людмила Валентиновна