Рассказывание сказок

24 декабря/6 января по 6 /19 января 

Одно из развлечений на Святках в кругу семьи или на молодежных чаепитиях после колядования. Процесс носил отчасти ритуальный характер и был призван магически воздействовать на окружающий мир.

__________

Рассказывание сказок

Рассказывание сказок в Святки - один из элементов проведения праздничного времени. Сказки могли рассказывать в кругу семьи, коротая свободные от хозяйственных забот вечера, а также во время молодежных чаепитий, которые устраивались после обходных обрядов колядования, или по мере завершения игрищ. 

В конце ХIХ- начале ХХ вв. рассказывание сказок воспринималось в народной среде как одно из развлечений святочного периода. Однако это развлечение, подобно загадыванию загадок, очевидно имело ритуальный характер. Об этом свидетельствует распространяющаяся на произнесение сказочных текстов система запретов, память о которой сохранялась еще на рубеже веков. Так, в традиции считалось, что сказки нельзя рассказывать летом и в дневное время. 

Сказочное говорение, подобно произнесению обрядовых текстов (например, колядок в обряде колядования), представляет собой особую речевую деятельность, оказывающуюся формой магического воздействия на реальную действительность. По всей видимости, рассказывание сказок имеет ту же функцию, что и загадывание загадок: огласовка традиционных представлений об устройстве мира, содержащихся в сказочных текстах, оказывает продуцирующее действие на формирование мира в реальности, которому, по народным представлениям, отводится календарное время Святок. Подобно закону сказочной действительности - "сказано - сделано", здесь реализуется архаичное представление о возможности материализации слова, произносимого в благоприятной для этого процесса пространственно-временной ситуации. 

Кроме того, проговаривание событий жизни сказочного героя, представляющих собой идеальную модель поведения, закрепленную в традиции, является актом передачи знания молодому поколению: "Приобщаясь к миру сказки, ведомые сказочником, слушатели идентифицируют себя с героем, проходя вместе с ним предварительное, основное и дополнительные испытания, пересекая границы и получая искомые ценности, но, как и сказочник-герой сказки, они теряют эти ценности на сказочной границе (по завершении рассказа - Е.М.), приобретая лишь правила и нормы поведения" (Герасимова Н.М., 1995, с. 243). Сам сказочник является одновременно и героем сказки, роль которого актуализируется обычно в начале и в конце, реже - в середине повествования, и носителем законов сказки, воплощающим конкретный вариант сохраняемой традицией "картины мира", и реальным рассказчиком, осуществляющим посредническую функцию между аудиторией и миром сказки. 

Если учесть, что сказителями были, как правило, пожилые люди, то рассказывание сказок оказывалось одной из областей традиционной культуры, в которой проявлялась свойственная возрастной категории пожилых и стариков посредническая функция, особое звучание получающая в святочный период (см. Святки).