Религиозный культ у народов Кавказа

Кавказ характеризуется как зона столкновения различных религиозных течений. Ведущая роль принадлежит христианству и исламу.

Христианство на Кавказе

Кавказ характеризуется как зона столкновения различных религиозных течений. Ведущая роль принадлежит христианству и исламу. Православными являются грузины, часть абхазов, большая часть осетин. Грузия приняла христианство в 334 году новой эры. Ныне самостоятельная грузинская православная церковь возглавляется грузинским патриархом. Самые популярные фигуры в пантеоне — покровитель мужчин св. Георгий, имеющий черты, роднящие его с эпическим героем-змееборцем, и св. Нина, покровительница женщин. Нина Капподокийская почитается как основательница православия в Грузии, ее символ — крест из виноградной лозы, перевязанной отрезанными косами святой.

Самостоятельную ветвь христианства исповедуют армяне с 303 года, их церковь носит название Армянской апостольской церкви. В старом написании армянскую церковь называли грегорианской по имени ее основателя Просветителя Грегора Лусаровича. Церковь возглавляет глава всех верующих армян в мире Каталикос. Его резиденция находится в небольшом городке Эчмиадзин, недалеко от Еревана. Армянское христианство иногда не совсем верно называют монофизитским, хотя в догматике присутствует признание и божественной и человеческой природы Христа. Представлены на Кавказе и христиане несторианского толка (айсоры или современные ассирийцы).

Ислам на Кавказе

Ислам в регионе также неоднороден. Азербайджанцы принадлежат к шиитской его ветви, принятой также в Иране. Народы Дагестана и Северного Кавказа, за исключением той части осетин, которые принадлежат к христианской церкви, исповедуют ислам суннитской ветви, на западе ханафитского толка, на востоке — шафиитского. В Чечне, Ингушетии, части Дагестана много приверженцев своеобразного местного варианта суфизма, связанного с проведением особого моления зикра, во время которого исполняющий обряд приходит в особое состояние духа.

Ислам пришел в Азербайджан и Дагестан в VIII веке нашей эры, но принятие его в других частях Кавказа растянулось до XIX века. 

В последнее время популярность ислама резко выросла, в том числе из-за связи с зарубежными исламскими центрами, при помощи которых по всему Кавказу было построено много мечетей. Произошло проникновение такого течения как ваххабизм, основа которого состоит в требовании очищения ислама от нововведений, таких как почитание предков и священных могил, пользование амулетами, культ старших, т.е. того, что вошло в установки ислама, традиционного для Кавказа. К требованиям ваххабизма оказалась восприимчива часть молодежи, особенно среди тех, кто учился в исламских университетах арабских стран; поэтому возникла еще одна разновидность конфликта — между молодыми мусульманами и стариками. Некоторые явления бытового ислама вызывают осуждение и со стороны умеренного мусульманского духовенства, например, расточительность свадеб и похоронно-поминальных обрядов.

Конфронтация ислама и христианства, имевшая место в прошлом и часто окрашивавшая в религиозный тон разные по природе формы конфликтов, не исчезла, но наметились тенденции к сотрудничеству конфессий. Отмечены обращение к общей истории происхождения ислама, христианства и иудаизма и общие опасения по поводу распространения реформистских течений, в исламе — ваххабизма, в христианстве — сектантства в лице баптистов, иеговистов и др.

Иудаизм на Кавказе

Иудаизм является религией кавказских евреев, представляющих особую ветвь восточного еврейства. Синагога кавказских евреев ориентирована не на Восток, как принято в ашкеназской традиции, а на запад, что соответствует реальной направленности храма на Иерусалим.

Ранние верования народов Кавказа

У народов Кавказа были широко распространены ранние верования, почитание элементов природы, например, горных вершин, камней, водных источников, священных деревьев, небесных и земных сил, могил предков. Распространенным явлением были семейные и родовые святилища со своими жрецами. Часть этих святилищ в 1990-х годах стали вновь активно и открыто посещаться. Наиболее ярко возрождение старых культовых мест заметно в горных районах, а также в Абхазии, где такие моления стали частью современной политической жизни.