РУССКИЕ ЛЮДИ СЧИТАЛИ, ЧТО ДОЛГ КАЖДОГО МУЖЧИНЫ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ И БОГОМ СТАТЬ ОТЦОМ, ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ - МАТЕРИНСТВО. ОТЕЦ И МАТЬ БОЛЬШОГО СЕМЕЙСТВА ПОЛЬЗОВАЛИСЬ УВАЖЕНИЕМ У ОДНОСЕЛЬЧАН.

 

По древним русским представлениям, отец, как и мать вынашивал ребенка и даже участвовал в его появлении на свет. Статус отца в русской семье был изначально уже достаточно высок. Это было обусловлено прежде всего тем, что он был хозяином дома, на котором лежала обязанность обеспечения семьи.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающее их счастье и благополучие, наказывать и миловать: "Как Бог до людей, так отец до детей", - говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей.

Прежде всего на отце лежала обязанность введения только что родившегося человека в семью и общество. Это происходило сразу же после появления младенца на свет. Повитуха, приняв ребенка от роженицы, вымыв его и завернув в пеленки или отцовскую рубаху, торжественно передавала его отцу.

Отец, взяв его на руки, целовал в щеку и "представлял" семье. Особенно важен был этот акт при рождении девочки, появление которой на свет, зачастую, рассматривалось как неудача мужа и жены.

Отец должен был также позаботиться о крещении младенца в православном храме - обряд, считавшийся очень важным в ходе социализации ребенка, и подобрать для него достойных крестных родителей.

Отец был главным участником обряда пострижения волос, отмечавшего выход ребенка из младенческого состояния. Девочку или мальчика сажали на лавку рядом с топором, прялкой или какими-то другими предметами, связанными соответственно с мужской или женской сферой жизни, и отец отстригал ребенку часть родовых волос. Пострижение мальчика сопровождалось в некоторых местах сажанием его на коня или какими-либо другими действиями, доказывающими его мужскую природу

Отец продолжал играть свою главную роль и в дальнейшей жизни ребенка. Именно он решал вопрос об обучении сына или дочки в школе, работе сына в охотничьей или рыболовецкой артели, а дочери в няньках, какому ремеслу обучаться. За отцом было последнее слово при выборе брачной пары для сына или дочери. При рекрутском наборе отец принимал решение кому из сыновей быь солдатом. Только отец мог разрешить или не разрешить женатому сыну отделиться от семьи и начать самостоятельное хозяйствование.

В тоже время отец должен был принимать самое активное участие в воспитании детей, особенно мальчиков, которое необходимо начинать, как считали русские, когда наступал период отрочества, то есть в 7-8лет. Отец должен был обучать сыновей работе, которую должен знать мужчина, будущий глава семьи, хозяин, привить ему "мужское поведение". Обучение проходило по принципу "делай как я", при этом учитывались физические и психические возможности мальчика в разные периоды его отрочества. Отец брал сына с собой на пахоту, боронование, сев, отправлялся с ним в лес за дровами, обучал его уходу за лошадьми, ловле рыбы, охотничьему мастерству и т.п. Наблюдая за отцом, мальчик строил по его примеру свои отношения со взрослыми людьми, стариками, женщинами и мужчинами, учился отвечать на обиду, благодарить за добро, вести себя так как положено в той или иной ситуации мужчине.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям "ласкоту", то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: "ненаказанный сын - бесчестье отцу". Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку. Отцовское наказание, которое происходило не так часто, но запоминалось на всю жизнь, - это наказание только за серьезные проступки: воровство, сознательную порчу своего и чужого имущества, крупную ложь, неуважение к старшим, систематическое непослушание, Оно обычно принимало форму своеобразного ритуала: выбиралось определенное время, виновника укладывали на лавку или зажимали между отцовских колен, а затем "угощали" ремнем или розгами, после чего отца надо было поблагодарить за "учение" и дать обещание исправиться.

Все домочадцы и прежде всего мать ежедневно в разговорах и поведении демонстрировали уважительное отношение к отцу, старательно поддерживали непогрешимость его репутации и авторитета.

Мать большого семейства так же пользовалась уважением одно сельчан.

Особым почетом пользовались матери, рождавшие мальчиков, а также женщины, которые смогли вырастить и поставить на ноги всех рожденных ими детей.

Русские люди полагали, что женщина уже во время беременности, может оказать воздействие на внешний облик, характер, умственные и физические способности будущего ребенка. Для этого ей надо было лишь выполнять несложные правила, которые казались людям разумными. Красивый ребенок с хорошей кожей, румянцем и ясными глазами родится в том случае, если беременная будет много есть клюквы, брусники, свежей капусты и укропа, а также смотреть на красивые вещи, красивые цветы. Ребенок родится добрым и умным, если мать не будет сквернословить или ссориться во время беременности; смелым, если беременная сама не будет ничего бояться.

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: "Умел дитя родить, умей и научить". Под материнской опекой проходили обычно первые 5 - 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя.. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Материнская молитва обладала особенно действенной силой.

Охранительными свойствами обладали, по поверью, также различные предметы, полученные от матери: полотенце, платок, узелок с родной землей, богородичная иконка, крестик или кольцо. На Русском Севере считали, например, что материнское кольцо или подаренный ею крест, предохраняют от пуль и стрел.

Мать, по русским представлениям, могла, не только защитить своего ребенка от бед, но и сделать его счастливым, удачливым. Счастье сыну или дочери давало материнское благословение, которое, как говорили "в воде не тонет и в огне не горит" Его давали перед всяким опасным, трудным и жизненно важным делом, а также перед вступлением в брак, уходом на военную службу, отъездом в город на заработки и т.п.

Величайшим несчастием для семьи была смерть матери, которая, как считали, делает человека круглым сиротой, даже при живом отце. "Отца нет- полсироты! Матери нет круглый сирота!", -говорит русская пословица.