Русальная неделя 

1. Демонологический персонаж мифологии восточных славян. По народным представлениям русалками становились умершие до замужества девушки, самоубийцы и некрещеные младенцы. Известны русалки в образе молодой прекрасной девушки с рыбьим хвостом или безобразной нечесаной нечисти. Во всех случаях русалок опасались и избегали встречи с ними. 
2. В некоторых губерниях России русалками называли колдуний и ведьм, которые летают на помеле. 

__________

Русалка

Русалка - женский демонологический персонаж восточнославянской мифологии. Поверья и былички о нем бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России; по сравнению с северными, их отличали красочность описаний и разнообразие сюжетов. В календарной обрядности образ русалки встречался в весенне-летнем ритуале "проводы-похороны" (см. Проводы русалок), с ним были связаны нормы поведения крестьян в весенне-летний период. 

По народным воззрениям, русалками становились умершие до замужества девушки и некрещеные младенцы. 

К ним также причисляли женщин, особенно молодых, погибших без покаяния и отпевания - удавившихся, утопившихся, пропавших без вести, детей, проклятых родителями или рожденных от нечистой силы и подмененных на человеческих. Ряды русалок пополняли дочери девушек, решивших наложить на себя руки из-за несчастной любви и погибших в состоянии беременности, по поверью, они рожали уже после своей смерти. В быличках говорится о возможности перехода таких русалок (реже утопленниц) в человеческий мир - для этого необходимо было набросить им на шею крест. Представление о том, что русалкой после смерти могут стать и мужчины, встречается редко (брянск.). Но и в этом случае это непременно умершие, которым "заклятия не было, погребенья не служили…" (Виноградова Л.Н. 1986. С. 92). По народным поверьям, их "бесприкаянные" души не могут найти покоя и часто тревожат людей. 

Связанные с библейской традицией легенды о происхождении русалок также были известны в народе. Одни считали, что их, вместе с другими представителями нечистой силы, сотворил дьявол (нижегородск.), другие - что Господь Бог. Некогда они жили на небе вместе с ангелами, но за проступки архангел Михаил сверг их во главе с сатаной на землю и долго преследовал огненными стрелами. От ужаса и страха они разбежались куда глаза глядят, расселившись повсюду в виде демонов. 

У русских известны русалки двух видов. Для южнорусской традиции наиболее характерен образ молодой привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого цвета, появлявшейся обнаженной или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинчиков на голове. Она обладала необыкновенной красотой и вечной юностью. Орловские крестьяне говорили, что русалки "ходят голые без обуви и без покрова на голове. Тело у них белое, как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как пух…" (Зеленин Д.К. 1916. С. 128). Одновременно в народном воображении существовала русалка, чей внешний облик описывается как страшный и даже безобразный. Она отличалась высоким ростом, крупным телосложением и толстотой или, наоборот, невероятной худобой, обрюзглостью, непомерно большими грудями, которые закидывала за плечи, косматыми зелеными волосами, распущенными по плечам. Их демонический облик дополняли огромные расчески в виде бороны. Для обоих видов характерны признаки покойника-нечистика: они бледнолицы, руки у них холодные, волосы распущенные, глаза закрыты. Как и другие представители нечистой силы, русалки могли оборачиваться рыбами, земноводными, птицами. Согласно калужским поверьям, русалок возглавляет "наибольший черт", от него погибшие женщины получают красоту, перед которой не может устоять ни один мужчина, и вечную юность; с этой целью "главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле с разными снадобьями и зельями" (Зеленин Д.К. 1916. С. 131; АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. № 522). 

Известный в некоторых уголках России образ девушки-русалки с рыбьим хвостом вместо ног возник под влиянием литературной традиции. По мнению исследователей, он связан с апокрифической легендой о фараонском войске, потонувшем при переходе через море; войско сопровождали женщины-египтянки, которых также считали дочерьми египетского царя - фараона; чаще их называли фараонками или берегинями. 

Местом обитания русалок считались глубины рек, озер, запруд, болот, они жили на облаках, скрывались в "подземном царстве" (тамбовск.), в гробах на кладбищах (брянск.), или просто под землей (орловск.), где, по поверью, спали в течение почти всего года. Один раз в году они появлялись на земле. Выходили из вод за неделю до Троицы, в Семик, в Троицу, в Духов день и вскоре возвращались обратно. Время их пребывания ограничивалось неделей (см. Русальная неделя) или периодом цветения ржи. Они могли покинуть землю в Петров день или гулять до осени, безмолвно катаясь "на волнах нивы" (калужск., орловск.). Существовало также представление, что русалки, кроме русальной недели, выходили из воды на Светлое Воскресенье (Пасха), в момент, когда кругом церкви обносят плащаницу. Поэтому необходимо было "запирать двери в храме как можно крепче из опасения как бы не набежали русалки" (Максимов С.В. 1994. С. 103-104). На русальной неделе русалки поселялись в лесах на деревьях: на старых дубах, березах, склонившихся над водой ивах, осинах, кленах; в полях, в коноплянике; жили на поверхности вод; посещали поселения и жилые дома. Вода и растения выступали в традиционных представлениях как пути перехода из иного мира. В этот период русалки становились видимыми для человека. Любой крестьянин в полдень или в полночь, а также после захода солнца, мог увидеть как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: "Кума, кума, приходи!", скачут по деревьям, плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы, поют песни, бьют в ладоши, плещутся в воде, расчесывают на берегу рек свои волосы или играют свадьбы. 

Появление русалок в полях в период цветения ржи было неслучайным. Считали, что там, "где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее" (Максимов С.В. 1994. С. 102). Они осмыслялись как хранительницы посевов, во власти которых находилась судьба будущего урожая. От них зависело и количество влаги, получаемое в течение лета полями. С другой стороны, в силах русалки было причинять посевам вред: они, как и другие умершие не своей смертью (см. Семик) насылали сокрушительные бури, проливные дожди, град, помимо этого портили овощи, обтачивали зерна в загонах. 

Благотворное или вредоносное действие русалок во многом было обусловлено поведением людей. В период разгула этой нечисти необходимо было выполнять ряд установленных традицией правил и обычаев. Они были основаны и на представлениях о взаимоотношениях русалок и человека. 

Согласно быличкам, девушек и молодых женщин, стариков и старух русалки не любят. На первых они нападают, срывают одежду и, стегая ветками, прогоняют из леса; от последних прячутся. Детей и мужчин, особенно молодых, завлекают к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока, а затем невредимыми возвращают домой. Так, тульские крестьяне верят, что маленьких ребят русалки заманивают к себе ягодами, орехами, бубликами, калачами, которые носят в своих корзинках, веселят их щекоткой и сами при этом радуются (Зеленин Д. К. 1916. С. 131). Особое внимание русалок к детям и мужчинам зачастую оборачивалось для них смертью. 

Представления об опасности встреч с русалками бытовали повсеместно. Русалки могли защекотать до смерти, напугать, утопить одинокого человека, если он не соблюдает в это время предосторожностей. В народе говорили, что русалки заманивают к себе прохожих красивым голосом. Их пение "имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места" (Зеленин Д.К. 1916. С. 179). Русалочьи песни были похожи на песни девушек, но отличались от последних тем, что к ним примешивалось стрекотание сороки, это и служило предупреждением для человека. Своей красотой русалки заманивали в водоемы или в глубь леса парней или молодых вдовцов. В лесу она тихонько подкрадывалась к человеку сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока тот не задохнется от смеха. На голову умершего русалки возлагали венок из осоки и кувшинчиков, его руки связывали березовой веткой, а затем каждую ночь водили вокруг него хороводы. В народе полагали, что все это время покойник не подвергается гниению и начинает разлагаться только после прикосновения к нему человеческой руки. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила. Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: его заставляли чесать лен, а по ночам развлекать их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Часто описываемые в быличках любовные отношения мужчин с красавицами-русалками нередко вели к смерти человека. Говорили, что познавший любовь русалки или хоть раз поцелованный ею вскоре умирал от тоски или кончал жизнь самоубийством. Встреча с русалкой могла закончиться для человека продолжительной болезнью: у него начиналась лихорадка (воронежск.), судороги сотрясали его тело, а лицо перекашивала страшная гримаса. 

В некоторых местах считали, что особенно опасаться русалок следовало детям. Так, в Рязанской губ. крестьяне верили, что русалка, "поймав "дитю", может затрясти и затоптать его до смерти" (Смирнова О.П. 1891. С. 202). 

Помимо этого русалки посещали дома крестьян с целью нарушить в семье родственные отношения (калужск., нижегородск.). Потерю скотины в это время крестьяне приписывали шуткам русалок; ее же обвиняли в том, что она по ночам садилась на борону и загоняла лошадей. Считали также, что именно русалки спутывают у рыбаков сети, а у мельников портят жернова и плотины (смоленск.). 

По народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. Они пряли ночью в домах и в банях, где женщины оставляли пучки волокон на гребнях (владимирск.), похищали пряжу, нитки, холсты у тех, кто ложился спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что затем видели их сидящими на деревьях и разматывающими пряжу. Ворованные холсты русалки расстилали возле источников и мыли их ключевой водой. 

Чтобы обезопасить человека от неблагоприятных последствий, вызванных встречей с русалкой существовала система оберегов и защитных действий, подобная приемам, традиционно используемым против нечистой силы. Увидев русалок, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его. Советовали также отмахиваться от русалок вальком (рубелем), ударить палкой ее тень (брянск.), или быстро сказать сколько зубцов в бороне. Русалки не могли подойти к человеку, а значит и причинить ему вред, в том случае, если на шее у него висит два креста: один на груди, другой - на спине, т.к. русалка обычно подкрадывается сзади, или, если подъехать к ним, верхом на кочерге. По старинному поверью, русалки, как и ведьмы, бояться крапивы, полыни и осины. 

Русалка относилась к той категории покойников, чей жизненный потенциал сохранялся после смерти, поэтому ей приписывали огромную магическую силу, которая могла проявляться как с отрицательным, так с положительным знаком. Как и "предки"-"родители", она была связана с идеей изобилия и плодородия, но будучи покойником ходячим, она безусловно определялась как нечистая сила. Исходя из представлений о неизжитом веке русалок и о их женской природе, связанной с материнством, современные исследователи прослеживают в образе русалок (Денисова И.М. 1995. С. 133) черты женских божеств судьбы, покровительниц рожениц, близких древнерусским берегиням и рожаницам. Трансформация этих представлений со временем привела к появлению в мифологическом и обрядовом образе русалки эротических черт и травестических элементов (см. Проводы русалок). 

2. В некоторых районах России русалками называли колдуний и ведьм, т.е. женщин, имевших отношения с нечистой силой; говорили, что они летают на помеле и делают заломы в поле.