Русская сельская община

Хозяйственной, общественной и семейно-бытовой жизнью русской деревни руководила сельская поземельная община — "мир". С давних пор община была основой организации земледельческого производства.

История сельской общины

Хозяйственной, общественной и семейно-бытовой жизнью русской деревни руководила сельская поземельная община — "мир". Существование ее прослеживается еще в "Русской правде" — соционормативном документе XII в. Первоначальное юридическое оформление община получила в конце XVIII в., а окончательно в законодательстве общинное устройство в его взаимосвязи с общим государственным управлением было утверждено после реформ 1861 г.

Общинное землепользование

С давних пор община была основой организации земледельческого производства.

Земельные угодья — пашни, луга, лес — рассматривались крестьянами как общинное владение, пользование им осуществлялось на основании обычного права, в основе которого лежал принцип потомственного владения двором, усадебной землей и правом на часть общинных угодий при их перераспределении.

Земля делилась на узкие полосы, разграниченные неглубокими канавками — межами, в зависимости от числа мужских душ в общине. Каждый хозяин вытаскивал соответствовавшее числу душ в его семье число жеребьев с обозначением полос, при этом старались, чтобы полосы не располагались рядом.

Община и семейный уклад

Община выполняла и ряд этических функций: осуществляла опеку над сиротами и одинокими стариками, следила за поведением молодежи, детей по отношению к родителям, жен к мужьям и в целом определяла формы общественного и соседского поведения.

Сельский сход

Возглавлялась община собранием женатых мужчин-домохозяев — сходом, имевшим несколько ступеней: селенный, если община состояла из нескольких деревень, сельский и волостной.

Сход избирал должностных лиц как посредников между общиной и государством: сельских старост, старшин, десятских, соцких и других, утверждавшихся местной администрацией. Сход раскладывал государственные, земские и церковные повинности, следил за их исполнением, распоряжался выморочными или свободными земельными угодьями, раз в 5 — 20 лет перераспределял землю, рассматривал вопросы внутридеревенского строительства, размежевания, расширения или переноса усадьбы. Без его утверждения не могли быть осуществлены никакие операции с недвижимостью. 

Кроме того, сход защищал общинные угодья от внешних посягательств и принимал в общину новых поселенцев. На сходах решались и все важнейшие вопросы повседневной крестьянской жизни. Так в начале Великого Поста хозяева, собравшись вместе, назначали время пахоты, сева, выбирали доверенного человека со счастливой ("легкой") рукой, которому предстояло сделать "зачин", принимали решение о нерабочих днях и сроках общественных молебнов. Нарушителей постановлений схода отслеживали и немилосердно наказывали штрафами, поскольку нарушения могли навлечь наказание Божие на жителей всей деревни в виде заморозков, засухи, града и других бедствий. 

Существовавшая в прошлом судебная власть схода перешла в пореформенный период к волостному суду в лице старшины и волостного писаря, решавшим семейные и денежные споры между крестьянами как на основании государственных законов, так и обычного права.