Русская свадьба

Символика русской свадьбы

В русской традиции свадебный обряд является наиболее последовательным воплощением символического языка культуры, реализацией и "материальных" — сиюминутных, и духовных устремлений этноса. Как ритуал свадьба оформляет и регламентирует создание новой семьи, а в перспективе обеспечивает смену поколений, продолжение жизни коллектива во времени.

Сватовство и девичник


Обычно выделяют три этапа свадьбы: досвадебный (сватовство, смотрины, рукобитье, девичник), собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь) и послесвадебный (обряды первого дня, гостьба). 


Сватать обычно ездили вечером, лошадей украшали лентами, к дуге привязывали колокольчики. Резко повышалась знаковость поведения главных действующих лиц — через порог сваты перешагивали непременно правой ногой, садились на лавку вдоль половиц под матицу, заводили иносказательную речь, используя охотничью или торговую лексику. 

После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты. Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубаху с длинными рукавами и закрывала лицо платком, что свидетельствовало о её символической смерти. По логике обряда, чтобы стать мужней женой, надо было избавиться от всего прежнего, девичьего. Девушке следовало как бы умереть ради новой жизни уже в качестве женщины с новым именем, новой прической, новой одеждой, новой семьей, в новом доме и новом окружении. Этот мотив во многом задавал особый драматизм русской свадьбе. Для жениха подобные изменения в поведении после свадьбы были не столь актуальны. 

В цикл довенчальных обрядов входили: рукобитье (заручины, пропой), смотрины, девичник (плаканье), где происходил обмен дарами и угощением. Важнейшим символом этих обрядов являлась девичья красота (воля), с которой невеста прощалась накануне венчания на девичнике. Девичник представлял собой целый комплекс обрядовых действий, включающий расплетание косы, мытье невесты в бане, а также изготовление и уничтожение или передачу подруге красоты — символа девичества, воплощенного в косе, кудели, деревце, венке, платке или ленте.

Венчание и свадебный пир

Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. Церковное венчание придавало браку юридическую силу. 

В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей. 

Следовавший за венчанием свадебный пир являлся формой общественного признания и одобрения брака. На севере России и в центральных районах застолье устраивалось в доме молодого сразу после венчания, на юге — сначала в доме невесты проводили санкционирующие обряды, и только после этого свадьба переносилась в дом молодого. Молодых усаживали за стол на лавки, покрытые шубами, чтобы "жизнь была богатой". Как правило, молодые за столом ничего не ели, гости пели песни и величали новобрачных.

Первая брачная ночь и отводины

Один из главных обрядов свадьбы, символизирующий переход жениха и невесты в новую социовозрастную группу, была брачная ночь. Переходный характер обряда обусловил жёсткую регламентацию поведения новобрачных и их окружения. Брачная ночь обычно происходила после венчания в доме жениха в начале, в середине или в конце свадебного застолья. Место брачного ложа — холодная горница, подклеть, сени, чулан, баня, амбар, хлев, летняя постройка. Оно характеризуется "пограничностью" расположения (не изба, но и не улица) и отражает своеобразие положения молодых — уже муж и жена, но брачная ночь ещё впереди. 

Постель, привезённую в дом жениха вместе с приданым, стелила свекровь, золовка или сваха невесты — постельная сваха. В постель подкладывали растения, обладающие семантикой плодородия — ржаные снопы, солому, овёс, хмель. Чтобы уберечь молодых от сглаза, брачное ложе обходили с рябиновой веткой, под постель помещали ухват, кочергу, сковороду, под головы клали кнут. Во время свадебного угощения молодых уводили спать. В разных губерниях это делали женщины, дружка или крестная мать жениха. На Русском Севере при этом разметали веником дорогу, а дружка ударял плетью по дверям и постели. Молодых с иконой провожали сваха с дружкой или гости. Повсеместно совершался обряд обогревания постели, когда брачное ложе занимали золовка, брат невесты или жениха, счастливая пара молодожёнов, дружка или девочки, у которых нужно было выкупить постель полотенцем, лентами, водкой, деньгами. 


ПО ПЕРВОЙ БРАЧНОЙ НОЧИ ОПРЕДЕЛЯЛИ ХАРАКТЕР СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДОЖЕНОВ В БУДУЩЕМ. ЗДЕСЬ ЛЮБОЙ ЖЕСТ ИЛИ ПРОИЗНЕСЕННОЕ СЛОВО ПРИОБРЕТАЛИ МАГИЧЕСКУЮ СИЛУ.


Так, перед укладыванием в постель молодая, признавая за мужем главенство в семье, должна была разуть жениха. За это она получала деньги, спрятанные в сапоге. Иногда и муж за деньги должен был разуть невесту. Сваха и дружка раздевали сначала молодого, потом молодую и укладывали их в постель с пожеланием здоровья. Примечали, кто первый разуется или ляжет в постель, или кто первый встанет, тот будет главенствовать в семье. Иногда невеста клала на подушку серьги и просила мужа отнести их на стол: если муж сделает, как она просит, то жена будет главной в семье. 

Будили молодых обычно дружка, сваха или свекровь производимым шумом: гремели сковородками, кричали, звонили в колоколец, били горшки с горохом или деньгами, при этом произносили пожелание: "Сколько кусочков, столько и сыночков". 

Важным моментом являлась проверка девственности невесты — осматривали постель, сорочку, спрашивали молодого: "Лед ломал или грязь топтал?"; следили за тем, как ведёт себя жених за столом. Если он пробовал в стакане с вином дно вилкой или пил красное вино, это означало, что молодая была невинной, в противном случае жених разбивал стакан или требовал белого вина. 

После брачной ночи следовали очистительные обряды — устраивалась свадебная баня для молодых или их просто окатывали водой. Эти обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру. Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовался отводинами — совместным посещением молодыми родителей и взаимным угощением.