Русские. Конец XIX — начало XX в.

В четырех залах музея развернута экспозиция по этнографии русских, самого многочисленного восточнославянского народа на территории бывшей Российской империи. Проживание на огромной территории с различными природно-климатическими условиями, историческое соседствование и взаимодействие с многочисленными этносами Российского государства определили особенности многих локальных групп русского народа.

__________

Открывается экспозиция галереей фотографий русских людей разных возрастов и социальных групп из различных губерний, снятых в бытовой обстановке. Они вводят посетителя в атмосферу жизни провинциальной России на рубеже XIX—XX веков.

Во вводном разделе дана карта расселения и раскрываются основные этапы этнической истории русского народа.

Крестьянский труд

Первый зал экспозиции рассказывает о хозяйственной деятельности русских крестьян — способах традиционного земледелия, скотоводства, рыбной ловли, разведения пчел, обработке волокнистых культур.

Хлебопашество, основа хозяйства русского крестьянства, представлено полным циклом работ — обработкой земли деревянной сохой и бороной, сеянием вручную из лукошка, уборкой урожая. Все этапы земледельческих работ сопровождались магическими и церковными обрядами, призванными повлиять на плодородие земли. Если пахали и сеяли в основном мужчины, то уборка зерновых практически полностью была женской работой.

Жали вручную в течении всего светового дня. Выезжали в поле с грудными младенцами, за которыми присматривали старшие дети. С жаркой страдной порой были связаны многие поверья и обряды, "жнивные" песни, приговоры. Женщины надевали специальные рубахи, а в последний день работ совершали старинный обряд завязывания "николиной бородки". Женщина опоясывала полотенцем несколько несжатых колосьев ржи, затем пригибала их к земле, как бы передавая обратно силу, отнятую у земли спелыми хлебами. Под "бородку" полагалось положить хлеб и соль, чтобы задобрить святого Николая Угодника в надежде на щедрый урожай в новом году. Обряд воспроизведен в сцене "Жатва".

Другая сцена показывает различные моменты ручной обработки льна: разламывание жесткой костры на деревянной мялке, трепание — первая очистка волокна от разрушенной кострики и окончательная чистка кудели металлической щеткой или гребнем.

В этом же зале размещены транспортные средства и упряжь: плоскодонная лодка-долбленка, сани-розвальни, украшенные резьбой и узором из кованого железа, хомут, расписная дуга и другие принадлежности дорожного быта. На переднем плане видна плоскодонная лодка с полной оснасткой для "лучения" рыбы, выдолбленная из цельного ствола дерева. Это один из архаичных способов рыбной ловли на мелководье в темное ночное время. Водную гладь реки рыбак освещал привязанной к металлическому "лучнику" зажженной паклей и бил деревянной острогой с металлическим наконечником привлеченную факелом и высвеченную крупную рыбу.

Ремесла и ремесленники

Второй зал посвящен русским традиционным ремеслам, где центральное место отведено деревообработке. Из-за обилия леса Россию называли лесной страной. Из дерева строили дома, мастерили всевозможные орудия труда, мебель, сундуки, транспортные средства, игрушки, музыкальные инструменты. Из лыка и бересты плели лапти, берестой для прочности обматывали глиняную посуду, давшую трещину. На центральном подиуме показана деревянная, глиняная и металлическая утварь различной формы и назначения.

В России издавна широко использовали окрашенные и узорные набивные ткани. Ручным крашением и получением цветного узора занимались сельские кустари-красильщики в специальных мастерских. Одним сплошным цветом домотканину окрашивали в чанах с краской. В них же опускали холсты с узорами, покрытыми воском ("вапой"), которые после снятия воска оставались неокрашенными. Этот способ нанесения рисунка назывался "ваплением". Чаще декорировали ткань при помощи набойных досок (манер) с рельефным узором. На холст накладывали покрытую краской доску и ударяли по ней деревянным молотком (отсюда - "набойка"). Или на намазанную масляной краской манеру накладывали синий ("кубовый") холст и сверху прокатывали деревянным катком. Для получения многоцветной набойки число досок должно было соответствовать количеству цветов.

Значительное место отведено промыслам по обработке металла — кузнечеству и литейному делу. Можно увидеть дверные скобы, затейливые замки, светцы, поддужные колокольчики, коновальские бляхи. Большинство этих бытовых предметов являются великолепными образцами русского художественного металла.

Русская изба

Третий зал экспозиции, посвященный жилищу, вводит посетителя в мир русской народной архитектуры и домашнего быта. Неповторимое своеобразие русской деревни в северных и приволжских районах России придавала архитектурная резьба. Ею украшали лицевую сторону избы — карнизы, причелины, подзоры, наличники и ставни окон, балконы, крылечки. Выразительны и пластичны были древние образы домовой резьбы: львы и птицы-сирины, часто с человеческими лицами, русалки-сирены, виноградные побеги и гроздья, розетки. Декорированные детали крестьянских изб были прочно связаны с практическим назначением: лобовые доски-причелины закрывали щели между срубом и кровлей, наличники — между срубом и оконной рамой, резными досками обшивались углы срубов. Конек крыши завершался "охлупнем" — объемной фигурой коня или птицы, которая с древних времен имела сакральное назначение охранника домашнего очага. Украшали не только жилые помещения, но и часовни, амбары, ворота, калитки.

В этом же зале показан условный интерьер северного крестьянского дома с красным углом и строго установленным традицией размещением предметов домашнего обихода. В центре зала можно увидеть разнообразную крестьянскую утварь: медные самовары и сбитенники, деревянные ковши-скобкари, солонки, медные ендовы для пива и медовухи, светцы разнообразной формы. Многие из этих предметов служили непременными атрибутами семейных обрядов.

Обряды, праздники, развлечения

Последний зал экспозиции рассказывает о традиционных обрядах и праздниках. Большинство из них со времен языческой Руси были тесно связаны с циклом хозяйственных работ и пронизаны заботой о будущем урожае, приплоде скота, получении многочисленного и здорового потомства в семье. Центральная сцена воспроизводит святочные игры ряженых. Святки совпадали со временем зимнего солнцеворота и знаменовали завершение старого хозяйственного года.

Комплекс редких экспонатов рассказывает о другом любимом празднике — "широкой масленице", совпадающей со временем весеннего равноденствия. Этот веселый и шумный праздник, где полагалось "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду" знаменовал приближение весны и начало нового хозяйственного года. Масленичная неделя завершалась символическими проводами зимы.

Сцена "Вождение русалки в образе ряженого коня" рассказывает об одном из весенне-летних обрядов. Образ русалки, связанный с водной стихией, по старинному поверью способствовал подаче на поля живительной влаги. В XIX веке многие дохристианские обряды были тесно переплетены с православной церковной традицией, во многом утратили первоначальный сакральный смысл, превратившись в массовые гуляния и развлечения. Непременной частью народного праздника были спортивные состязания и игры. Представлены предметы старинных русских игр в "шарок", "городки", "пышку", "бачу", самодельные мячи из различных материалов, кукольный театр и традиционные музыкальные инструменты.

материал подготовлен:
Баранова Ирина Ивановна

Общий вид первого зала. Основные и подсобные занятия
Сцена "Жатва"
Сцена "Обработка льна"
Общий вид второго зала. Ремесла и промыслы
Сцена "Набойно - красильная мастерская"
Общий вид третьего зала. Жилище
Фрагмент интерьера северной русской избы
Сцена "Игры ряженых на святках"
"Масленица"