Русские семейные традиции

Семья большая и малая

В русской деревне существовали как малые семьи, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (родители-дети), так и большие или неразделенные, которые объединяли от двух до четырех поколений родственников по прямой и боковой линиям. Существовали также складнические или договорные семьи, объединявшие вследствие хозяйственной необходимости как родных, так и неродных людей. Издревле повсеместно господствовала малая семья, большая возникала при разрастании малой и исчезала при ее распаде или разделе. В XIX веке наибольшее число неразделенных семей встречалось в средней и южной полосе России, где преобладало чисто земледельческое хозяйство и система барщины в помещичьем землевладении.

Выбор брачного партнера

Обычно браки заключались в своей или соседних деревнях. В народе запрещались близкородственные браки до шести-семи степеней родства, браки со свойственниками и лицами, с которыми состояли в духовном родстве (кумовьями). При выборе брачного партнера большое значение имело участие родителей и общественное мнение. В предпочтениях брали верх соображения хорошего рода (доброй славы), социального равенства молодых и вопросы материальной выгоды. Брачный возраст и формы заключения брака имели значительные локальные вариации.

Народный взгляд на безбрачие

В основе воззрений на семью лежали понятия общественной морали, они же определяли характер брачных отношений. Состояние вне брака для взрослого человека считалось неправильным, делало его в глазах сельской общины неполноценным, а иногда и безнравственным. Безбрачие, так же как бездетность, считалось наказанием Божьим, следствием пренебрежения какими-либо сакральными правилами, а иногда рассматривалось и как нарушение половой идентичности. При таком подходе в русской деревне существовал высокий процент брачности. Исключением могли быть только очень бедные люди, явные калеки, слабоумные или же те, кто своей склонностью к монашеской жизни и религиозным занятиям ставил себя на границу человеческого и потустороннего миров. При этом для женщины при всей тяжести доли старой девы оставался путь полноценной реализации в данном статусе, который заключался в приобретении общественнозначимых функций "чернички" / "монашенки" 

Для мужчины же статус холостяка, бобыля был однозначно оскорбительным и даже указывал на его неполноценность. Семья, дети обеспечивали мужчине положение в обществе. Только женатому полагался земельный надел, поэтому только он мог на полных основаниях участвовать в принятии важных решений на сходе или занимать общественные должности.

Брачные обязательства супругов

Брак как единственно возможный нравственный путь жизни мирянина считался священным союзом, присягой перед Богом. Вступить в брак, повенчаться означало "принять закон", т.е. особую ответственность, обязательство во взаимопомощи и верности. Поэтому измена жены мужу считалась значительно большим грехом, чем прелюбодеяние девушки. Супруги, связанные в единое целое при жизни ("Муж и жена — одна сатана"), должны были, по народным представлениям, провести вместе и посмертное существование. 

За тем, как строились семейные отношения, следило сельское общество, а также церковь и государство. По гражданскому закону и нормам обычного права супруги должны были жить вместе и вести совместное хозяйство. Муж обязывался содержать жену, жена — быть ему помощницей во всех начинаниях. Нерадивого мужа, ушедшего на заработки и не присылавшего денег, решением волостного суда обязывали содержать семью или могли вытребовать по этапу домой. Жену, сбежавшую от мужа, водворяли обратно, а за повторные попытки наказывали розгами. Супруга, уличенного в мотовстве и пьянстве, могли отстранить от главенства в семье и передать право распоряжаться собственностью жене или старшему сыну. В случаях непримиримых отношений волостной суд мог выдать супруге отдельный вид на жительство, но развод, находившийся в компетенции церковных властей, считался грехом и был редким явлением, при этом неспособность одного из супругов к совместной жизни (например, вследствие болезни) в расчет не принималась.

К повторным бракам существовало двоякое отношение: одобрительное, когда они совершались по необходимости (например, на хозяйстве оставалась молодая вдова или вдовец с детьми и без мужских или женских рук хозяйству грозило разорение), и осуждающее, когда женился пожилой вдовец, имевший взрослых сыновей. Свататься разрешалось по окончанию шестинедельного траура. Вдовый супруг, не выждавший положенного срока, резко осуждался общественным мнением. Всего же, по народным представлениям, вступать в брак можно было не более трех раз.

Рождение и воспитание детей – основа семьи

Главной функцией семьи было рождение и воспитание детей, только в этом случае брак признавался настоящим и нравственным, а супруги угодными Богу. Только при наличии детей семья выполняла свою основную функцию — обеспечение преемственности знаний, опыта, культуры, нравственных ценностей, а также могла быть полноценной хозяйственно-производственной единицей. С ранних лет детям старались привить любовь и привычку к труду, без которой люди не могли бы выжить в деревне, где каждый день наполнен тяжелым физическим трудом. Привлекая к соответствующим возрасту и полу работам, "каждой трудности давали понемногу", поэтизировали труд, соединяли его сначала с игрой, а затем и с личной заинтересованностью в его результатах. Участию ребенка в трудовом процессе всегда давали высокую оценку, но не перехваливали. Особое значение в трудовом воспитании имело общественное мнение с его высокой оценкой трудолюбия и порицанием лености, а также коллективы сверстников, в которых степень овладения трудовыми навыками выступала показателем половозрастной состоятельности, а при переходе в группу молодежи увеличивала брачную привлекательность. К 14 — 15 годам дети овладевали полным набором хозяйственных умений, необходимых для самостоятельной жизни.

Роль главы семьи

Труд определял и иерархию семейных отношений. 

Приносящим семье доход и пропитание признавался, прежде всего, мужской труд, поэтому мужчина выступал и единственным собственником семейного имущества, основой которого была земля, и главным распорядителем в семье. При увеличении доли женского труда в малой семье, а особенно в хозяйствах крестьян — отходников, начала возрастать роль женщины-хозяйки, на которую кроме производственных функций в отсутствие мужа переходил контроль над денежными средствами, руководство в семье и право представительства на сходе. 

Вся деятельность традиционной семьи подчинялась отцу или деду, называвшемуся в неразделенной семье "большаком". Он брал на себя всю тяжесть ответственности за благополучие семьи, представлял интересы ее перед обществом, заключал сделки и договоры, распоряжался по своему усмотрению всем семейным имуществом за исключением приданого жены и невесток, а также деньгами, заработанными на заработках младшими членами семьи. В случае раздела семьи и дележа имущества он определял размер доли каждого из сыновей (реже дочерей), исчисляя ее по принципу их участия в общем трудовом процессе. "Большак" в отцовской семье принимал единоличные решения, а в братской семье он должен был обсуждать каждый важный шаг с другими женатыми мужчинами. Глава семьи отвечал и за нравственность домочадцев. В глазах общества именно он должен был приструнить или "поучить" своих детей или жену в случае нарушения общественных норм. В старости глава семьи передавал главенство ("большину") старшему сыну. 

Второй по значимости в доме была хозяйка — "большуха", она руководила распределением работ между невестками, сама же брала на себя приготовление пищи или ограничивалась только выпечкой хлеба. В обязанности большухи входила также заготовка в прок продуктов. Лучшей женой и хорошей хозяйкой признавалась не только умелая в стряпне и различных работах, но, прежде всего, — экономная, рачительная женщина, которая не гноила продукты и берегла мужу заработанную копейку. 

В обязанности матери входило нравственное воспитание детей. Именно с неё, как с главной воспитательницы, спрашивали за поведение дочери, воспитание сына старше 10 лет перекладывалось на отца. Мир и лад в семье строились на авторитете старших, уважении их и на беспрекословном подчинении младших старшим. Это относилось и к порядку отношений между детьми в семье.