САГААЛГАН

05.02.2019

Буддийский праздник

Новый год (бурят. Сагаалган, тув. Шагаа – белый, или счастливый, месяц) –  главный календарный праздник у буддийских народов Сибири – бурят и тувинцев. Он отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю (февраль-март). Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно вычисляют по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Празднование Сагаалгана (Шагаа) у бурят и тувинцев сочетает древние  бытовые  обряды и храмовые службы.

Согласно традиции, накануне праздника каждая семья наводит чистоту и порядок в жилище, выбрасывает все ненужные, сломанные вещи, готовится к приему гостей. Верующие украшают домашний буддийский алтарь, в качестве подношений помещают перед изображениями божеств мясные и молочные продукты, печенье, сахар, конфеты. За три дня до наступления праздника все съезжаются в буддийский храм, где участвуют в обряде Дугжууба, во время которого совершается  очищение от грехов и несчастий уходящего года.

В канун Сагаалгана в храмах совершается особый молебен, посвященный десяти божествам-защитникам буддийского учения. У бурят среди защитников Учения наиболее почитается богиня Балдэн Лхамо, в честь которой в последний день уходящего года проводят отдельный хурал. В храме на протяжении дня и ночи проходят торжественные службы, которые заканчиваются в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

Первый день Сагаалгана следует провести в кругу семьи. На второй день родственники и соседи, в лучших праздничных нарядах, ходят друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями и подарками, устраивают праздничные застолья. Считается, чем обильнее новогодние угощения и чем больше гостей заглянет в дом, тем богаче и удачнее будет наступающий год. Хозяева выставляют на стол множество мясных и особенно молочных блюд – «белую» пищу, имеющую символическое значение и олицетворяющую счастье и благополучие. День завершается всевозможными развлечениями, песнями, игрой на музыкальных инструментах. В течение первых 15 дней наступившего года во всех буддийских храмах проводится Сагаалганский хурал Монлам Ченмо – серия специальных торжественных обрядов и служб, посвященных пятнадцати чудотворным деяниям Будды Шакьямуни.  

На следующий после Сагаалгана день –  2-го числа «белого» месяца по лунному календарю буддисты вывешивают предварительно освященные в храме благопожелательные флажки «Хий морин» («Конь ветров») – символ жизненной силы человека. В Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве их вывешивают на крышах и оградах жилых домов; в горах или в лесу - на ветвях деревьев, на шестах возле культовых мест. Это делается для того, чтобы ветер, развивая полотнища, донес напечатанную на ткани молитву-заклинание до божества.

Согласно традиции, у бурят (как и у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев) Новый год считался «всеобщим» днем рождения, именно в этот день возраст каждого человека увеличивался на год.