Семья и семейные традиции на Кавказе

Основным принципом организации семьи на Кавказе традиционно являлось признание авторитета старших и главенства в семье мужчины. Если последняя установка сохраняется как дань традиции, то старшинство по возрасту не является формальным признаком.

Уважение к старшим — основа организации семьи

Основным принципом организации семьи на Кавказе традиционно являлось признание авторитета старших и главенства в семье мужчины. Если последняя установка сохраняется как дань традиции, то старшинство по возрасту не является формальным признаком. Одним из показателей авторитета старших были суды старейшин в селениях, явление третейского суда из стариков при разрешении внутриобщинных споров. Частичное возрождение подобных институтов наблюдается и в наше время. С уважением к старшим связан и феномен кавказского долгожительства.

При явном доминировании старших нормой являлось выделение молодежи, которой разрешалось относительно вольное поведение в общине. В прошлом молодые мужчины, включая подростков и молодых мужей, образовывали свои группы, которые могли иметь свои особые места сбора. В определенное время года они жили отдельным коллективом по законам военного сообщества, данный стиль молодежной агрессивности оказался востребованным в условиях войны на Кавказе.

Семейный обычай избегания

Другим сохраняющимся обычаем является т.н. избегание, этикетная ограниченность контактов в семье между людьми разного кровного родства, т.е. между мужем и женой, родителями и детьми, женой и родителями мужа и т.п. Для исполнения этого обычая в доме размещали комнатные двери так, чтобы невестка, выходя и комнаты, не встретилась случайно со свекром. Уважение, направленное на каждую семью, демонстрируется проявляемым почтением к женщине. В ее присутствии мужчины, как и при стариках или родном отце, стояли, вели себя скромно; впрочем, и женщины вставали при появлении мужчин.

Кавказское гостеприимство

К числу известных за пределами Кавказа черт общественного быта относится обычай гостеприимства, обязывавший семью оказывать гостю уважение, защиту, предоставлять кров и развлечения. 

Не следует переоценивать значение обычая как готовность служить всякому пришельцу, т.к. в значительной степени гостеприимство возникло из правила не допускать постороннего человека к самостоятельным поступкам внутри общины, а также стремления поддерживать межобщинный обмен. Проявлением гостеприимства является выделение на усадьбе отдельного помещения, а иногда и специального дома кунацкой для размещения гостя.

Тип поведения человека кавказской культуры

Для описания типичного индивидуального поведения человека "кавказской" культуры недавно был предложен термин лектоническое поведение личности, определяющий стремление достичь одобрения окружающих через соревнование в достижении успеха на базе соблюдения национальных и общинных традиций.

Такой тип поведения предполагает красноречие, хотя цветистость речи более отличает жителей южной части края, а горцам по этикету приличествует немногословие — весомость неторопливо произнесенной короткой, но содержательной фразы. Отсюда следовало несколько правил поведения: скромность в родной среде ("язык хвалящий, что хулящий", "краса воина в его добыче"), направленность этикета в сторону пространственного поведения ("место старшего во главе стола", "конный встанет перед пешим", правило отдавать в компании уважаемому человеку место в центре или с правой стороны), а также очень большое уважение к устному и письменному слову.