Шаманский плащ. Якуты. Забайкалье. Конец XIX века

Шаманский плащ. Якуты. Забайкалье. Конец XIX века

У многих народов Сибири и Дальнего Востока в XIX - XX веках существовал сложный комплекс одежды шамана - лица, наделенного особыми религиозными функциями - быть защитниками и посредниками между миром людей и миром духов. В костюме шамана были сосредоточены все его жизненные силы, он являлся главным атрибутом перевоплощения в облик своего покровителя зверя - двойника: оленя, медведя, тигра, волка или птицы. 

Основной частью комплекта костюма шамана был плащ или кафтан. Якутские шаманские кафтаны отличаются от кафтанов шаманов многих народов Сибири большим разнообразием железных подвесок, при этом количество, размер и форма всех украшений костюма должно быть соблюдено с пунктуальной точностью. Эти строгие традиции делали сооружение нового кафтана делом сложным и дорогим. Шамана обычно хоронили в его ритуальной одежде, но большую часть железных подвесок снимали и хранили в семье. 

Не все шаманы имели на кафтанах весь набор обязательных подвесок, это завесило от категории, к которой принадлежал шаман - низшей, средней, высшей. Данный костюм принадлежал очень сильному шаману, т.к. среди подвесок на нем помещены подвески с изображением солнца, луны, птиц-гагар, частей человеческого скелета, фигур предков. Во многом, благодаря их помощи, шаман мог осуществлять свои путешествия в Нижний и Верхний миры. Шаманы высших степеней посвящения носили головной убор из железа ("корона"), завершающийся изображением рогов оленя, реже птицы.