Особенности социального устройства на Кавказе

Социальное устройство Кавказа традиционно определялось нормами феодального строя, хотя проблема т.н. "горского феодализма" является дискуссионной в науке до сих пор. При всей сложности и неравномерности социальных отношений главными силами были крестьянская община и фамилии феодалов.

Особенности социального устройства на Кавказе

Социальное устройство Кавказа традиционно определялось нормами феодального строя, хотя проблема т.н. "горского феодализма" является дискуссионной в науке до сих пор. При всей сложности и неравномерности социальных отношений на Кавказе главными силами были крестьянская община и фамилии феодалов. На Южном Кавказе существовала еще царская власть, дожившая из древности до Нового времени только в Грузии. В Армении царская власть и слой крупных феодалов были истреблены, в Азербайджане же к концу Средневековья утвердилось сословие ханских династий тюркского происхождения. Сходно выглядели и местные правители Дагестана. Находясь в поле вассалитета Иранского шаха, они, стараясь выйти из него, могли заявлять о готовности перейти в подчинение России. Показательным являлся социальный строй средневековой Кабарды, объединявший крестьянское, княжеское и дворянское землепользование. В Дагестане, где между феодалами и крестьянами стоял слой детей феодалов от социально неравных браков, основой феодальной власти было прямое насилие над крестьянами, осуществляемое, например, в виде сезонных военных походов.

Роль сельской общины в жизни горцев

Сословие крестьян делилось на группы феодально-зависимых и относительно свободных общинников, еще одним сословием были рабы из числа военнопленных, которые могли быть и у феодалов и у свободных общинников. В государствах южного Кавказа, если не считать их горной периферии, подавляющее число крестьян было зависимо или закрепощено. В горах Большого Кавказа, преимущественно в Дагестане, феодальные владения сосуществовали с объединениями крестьянских общин, т.н. "вольных обществ", отстаивавших свою свободу.

В XVI—XVIII веках в горах Северного Кавказа с востока на запад прошла волна побед крестьянских общин над дворянскими семьями, особенно проявившихся у чеченцев и черноморских адыгов. 

Данные события не были победой над феодальным строем, т.к. верхушка патриархальных крестьянских общин сразу же обнаруживала стремление к узурпации власти и земли.

Проведенные в 1860—80-х годах российской администрацией реформы ликвидировали царскую и ханскую власть на Кавказе, лишив дворянство функций управления. Одновременно сельская община была возведена в статус единицы землепользования и налогообложения, подчиненной непосредственно русскому военно-гражданскому начальству. При полном неприятии на местах российских правовых норм в сельской местности произошло расширение зоны действия обычного права, т н. адата, а в исламских районах и мусульманского права — шариата. При всем реформизме советского строя границы сельских обществ — джамаатов — не были сильно нарушены и при организации колхозов и совхозов.

"Вечным" обстоятельством общественной жизни на Кавказе, особенно в сельских и мусульманских районах, является сочетание различных правовых норм и включение населения одновременно в несколько политико-социальных систем. Примером может служить распространенный у горцев обычай кровной мести, порожденный нормами патриархально-родового общества, но жестко ограничиваемый всеми последующими правовыми системами. В позднее советское время сфера действия кровной мести была минимальной, но общая социальная нестабильность последующего периода способствовала архаизации всех общественных отношений, включая обычай кровной мести. В результате от члена семьи, в отношении которой было совершено тяжкое преступление, адат требует кровомщения, шариат примирения за выкуп, российские законы передачи дела в суд и уголовного преследования кровомстителя, при этом присутствует еще одна нормативная сила — общественное мнение.