Сокровища Особой кладовой

ОБ ЭКСПОЗИЦИИ

"Бронированная кладовая", "комната-сейф", "Особая кладовая" — так на протяжении столетия менялось название этой небольшой части Российского этнографического музея, снабженной внушительными сейфовыми замками, бронированными ставнями и дверьми, за которые не так-то просто попасть даже его сотрудникам.

__________

Почему же все-таки "Особая кладовая?" В чем своеобразие этого фонда? С самого начала комплектования коллекций музея возникла необходимость в специальном хранилище для особых ценностей. Одними из первых "постояльцев" комнаты-сейфа стали подношения царской фамилии от знатных представителей народов, населявших Российскую империю. Это буддийские культовые предметы, сдержанно-строгое, отделанное серебром кавказское оружие, роскошное, сверкающее золотом и драгоценными камнями оружие и конское убранство из подарков эмира бухарского и подносные блюда для хлеба и соли, выполненные талантливыми русскими ювелирами. Позже в Особой кладовой появились коллекции по разным народам, переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год. В дальнейшем при формировании фонда сюда на хранение поступали ценные предметы от известных собирателей, приобретенные сотрудниками музея в экспедициях, а также купленные у частных лиц. С 1930-х годов в фонд из всех хранилищ музея начинают целенаправленно передаваться предметы, содержащие драгоценные материалы. С тех пор наличие драгоценных металлов, камней, жемчуга является единственным основанием для приема памятников в фонд. Именно поэтому предметы Особой кладовой столь разнообразны как по своей этнической принадлежности, так и по значению отдельных вещей в культуре разных народов. Это и украшения, и утварь, и культовые предметы, и парадная упряжь, и оружие.

Иудаистские культовые предметы

Музей обладает уникальной коллекцией культовых предметов иудаики, наиболее ценные из них можно увидеть на экспозиции. Особый интерес представляет набор предметов, связанных с церемонией чтения Торы (священного свитка) — основной святыни для иудеев. К ним относятся: корона Торы, венчающая свиток священной книги, щит Торы — тасс (серебряная пластинка с окошечком, куда вставлялась надпись, поясняющая, какие именно главы из библии следует читать в определенные праздничные дни) и указка для чтения Торы — яд, сделанная в виде руки и богато украшенная черневым орнаментом. Кроме того, в коллекцию входят ритуальные кубки, коробочки для филактерий, мезузы, годесы — ларцы для хранения благовоний, которые используют в завершение праздничного дня — субботы. Такие ларцы, появившиеся в Средневековье, сначала делали в виде готических башенок, а начиная с XVIII века — в виде цветов, зверей и птиц. Наконец, в Особой кладовой представлены и ханукальные лампы с восемью светильниками. Лампы были разнообразной формы — от простых в виде ложечек до сложных конструкций филигранной работы. Они использовались для праздника огней Ханукка, длящегося восемь дней. Многие из этих предметов имеют клейма (чаще всего польские) и относятся к XVIII — началу XX века.

Русский жемчуг

Собрание Особой кладовой позволяет познакомиться со всем многообразием украшений народов Российской империи. Большинство украшений русского фонда составляют пуговицы, серьги, а также головные уборы, отделанные жемчугом. Жемчуг, который добывали в Варзуге, Кеми, Пинеге и других реках на севере России, был излюбленным материалом для украшений. Все женские и девичьи головные уборы нашего фонда богато расшиты речным жемчугом и золотной нитью, некоторые украшены самоцветами и поднизями из жемчуга, нанизанного на конский волос или льняную нить. Головные уборы имеют множество вариантов, характерных для той или иной губернии или уезда северо-западной части Европейской России. В коллекции собраны все типы русских серег XVI — начала XX века. В XV—XVII веках наиболее распространенным был тип серег в виде вопросительного знака. В зависимости от количества стерженьков они назывались "одинцы", "двойчатки" и "тройчатки". Массивные серебряные серьги связаны с культурой Новгорода XVI—XVII веков. Выпуклые рельефные изображения на обеих сторонах покрыты сканым орнаментом, эмалью, вставками цветного стекла или камня. Серьги в виде корзиночек, украшенные речным жемчугом и стразами, появились в конце XVIII — начале XIX века под влиянием стиля барокко. Популярны были и серьги в виде бабочек или бантов, с грушевидными подвесками или с подвесками в форме виноградных гроздьев. В изготовлении этих серег также использовался мелкий речной жемчуг. В народных украшениях дорогие камни заменяли цветными стеклами, бисером, стразами, но во все времена предпочтение отдавалось именно жемчугу.

Буддийские редкости

Российский этнографический музей обладает уникальными памятниками буддийского искусства. Это предметы ритуальной пластики, сосуды для освященной воды, молитвенные барабанчики, раковины, отделанные серебром и использовавшиеся как музыкальные инструменты, другие предметы убранства буддийского алтаря. Большинство этих памятников были преподнесены членам императорской семьи калмыцкими и бурятскими депутациями. Среди них такие шедевры буддийской пластики как изображение божеств-спасителей — Белая Тара и Зеленая Тара, богиня долголетия Ушнишавиджая — мать всех Будд, условные изображения вселенной — мандалы. На экспозиции представлена мандала в виде металлического блюда, использовавшаяся также и для сбора пожертвований во время храмовых служб. В коллекции даров хранится уникальное серебряное подносное блюдо, обязательный атрибут парадных государственных торжеств. Оно было преподнесено императору Александру III ко дню коронования от донских калмыков.

Ювелирные украшения казанских татар

Украшения казанских татар отличаются большим разнообразием. Это всевозможные серьги, накосники, бусы, ожерелья, застежки, пряжки для поясов, плечевые перевязи, браслеты, перстни. Центром ювелирного производства была Казань. Наивысшего расцвета это искусство достигло к середине XIX века. Украшения изготавливались преимущественно из серебра, иногда использовалось золото. Были распространены золочение, чеканка, литье, гравировка, техника скани. Одним из самых оригинальных украшений казанских татар была перевязь. Носили ее и девочки, и пожилые женщины, надевая через левое плечо под правую руку. Часто к перевязи пришивали коробочку с молитвой — выдержкой из Корана. Своеобразны и изысканны воротниковые застежки — непременное украшение богатой мусульманки. В этих украшениях помимо излюбленных татарами топазов, аметистов, бирюзы, малахита, сердолика, агата использовалось большое количество вставок из цветного стекла.

Дары эмиров бухарских императорской семье

Дипломатические отношения между Россией и государствами Средней Азии складывались на протяжении нескольких веков. Они предполагали обязательный обмен посольскими дарами и подношениями. Набор подарков был постоянным: халаты, пояса, дорогие ткани, предметы убранства коня, парадное оружие. Это были лучшие образцы высокого среднеазиатского прикладного искусства. Одним из самых престижных подарков был халат — знак особого почтения к одариваемому. На экспозиции показан бархатный верхний халат, украшенный натуральным жемчугом. Такие халаты носили без пояса, а нижний подпоясывали роскошным поясом с золотыми накладками и вставками из бирюзы и драгоценных камней. Здесь же представлен филигранный ларец, сплошь усыпанный вставками мелкой бирюзы и кабошонами из альмандина. Из предметов парадного убранства коня показан чепрак, украшенный вышивкой золотной нитью и серебряными бляшками. Золотошвейными работами занимались мужчины при дворе эмира бухарского, что считалось очень уважаемой профессией.