9/22 марта 

Народное название церковного дня памяти Сорока мучеников - христиан, которые под пытками иноверцев - язычников пошли на смерть, но не отреклись от своей веры. Особое значение этому дню придавала его близость к весеннему равноденствию - одной из ключевых точек календарного года. По народным представлениям на Сороки сорок птиц на крыльях приносили весну. В этот день из теста выпекали птичек и с ними дети закликали весну. 
________        

Сороки (Сорока Святых, Сорок мучельников) - народное название дня 9/22 марта, в православном церковном календаре - день памяти Сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся. Согласно церковной истории это событие произошло около 320 года. Ликиний, соправитель императора Константина, будучи убежденным язычником, решил очистить свою часть империи от христиан. Он узнал, что среди подвластных ему войск в армянском городе Севастии есть отряд из 40 человек, исповедовавших христианство. Чтобы заставить их отречься от веры в Христа, над ними устроили суд, но воины были непреклонны. Их попытались закидать камнями, но они пролетали мимо, не нанося осужденным вреда. Тогда, чтобы сломить воинов, на ночь их нагими поставили на лед замершего Севастийского озера. На его берегу затопили баню для тех из них, кто согласился бы отречься от своей веры. Один не выдержал мучений и бросился в баню. Но только он ступил на ее порог, как упал замертво. В третьем часу ночи лед под ногами воинов растаял, вода стала теплой, а над головой каждого из них появился сияющий венец. Увидев это, один из стражников, Аглаий, тоже уверовал в Христа, снял с себя одежду и присоединился к мученикам. На утро их вывели из озера и после издевательств убили, а тела сожгли на костре. То, что осталось от 40 мучеников, бросили в озеро. Там их останки нашел Севастийский епископ Петр и с несколькими помощниками похоронил. 

День Сорока мучеников называли "Сороки". В народе говорили, что в этот день "зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется - равняется". Особое значение этой дате придавала ее близость к одной их ключевых точек календарного года - весеннему равноденствию, которое также наложило отпечаток на празднование Благовещения. 

По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавших в этот день с юга 40 птиц ("вырии"), первой из которых был жаворонок или кулик. 

На юге России существовала поговорка: "Прилетел кулик из-за моря принес воду (весну) из неволья". При этом, жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников по народным представлениям не означали наступление весны. В народе говорили: "они никудышные, прилетят и смерзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий". На чье поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. В большинстве русских губерний жаворонок занимал центральное место в обрядности встречи весны (См. Кликание весны). Чтобы приблизить ее приход, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, с ними закликали весну. 

Хотя день Сорока мучеников часто считали началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и заморозки. В некоторых местах бытовала легенда, что весенними утренниками наказали людей сорок праведников, замученных в Севастийском озере. "Сорок мучеников торят путь-дорогу сорока утренникам", "Сорок мучеников - сорок утренников", - говорили крестьяне, полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето. Чтобы окончательно прогнать зиму и обезопасить будущие всходы от нежданных заморозков, в некоторых местах закликали мороз. В Новгородской губ. так же, как и во многих других, каждая хозяйка пекла 40 "орехов" из ржаной и овсяной муки, а потом на протяжении 40 дней по одному выбрасывала их на улицу с приговором: "Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову". 40 шариков, испеченные из хлебного теста 9 марта, имели особое ритуальное значение и в других сферах крестьянского хозяйства. Чтобы куры неслись дома и не ходили по чужим дворам, 40 "яичек" из теста укладывали во дворе в 40 маленьких гнездышек. В некоторых южнорусских деревнях 40 шариков, называвшихся, как и сам праздник - "сороки", хранили до Егорьева дня, когда скармливали их скоту, выгоняемому в первый раз на луга. Также, чтобы обеспечить благополучие скота, в некоторых местах в Сороки давали животным кусочки специально испеченного пирога или "жаворонка". В Вятской губ. отсчет последних весенних заморозков соединился с ритуальным закармливанием скота. Здесь хозяйки на Сороки пекли по 40 маленьких пирожков из пресного теста, называемых "мушленники" или "мусленники", в память о сорока мучениках. С их помощью отсчитывали заморозки, в каждое морозное утро такой пирожок съедали или бросали скоту, при этом верили, если пирожки закончились, то заморозков больше не будет. 

В Сибири день Сорока мучеников считали исключительно "праздником баб и девок", которые, почитая его, не работали, в то время как мужики и парни продолжали выполнять повседневные нетяжелые работы. Возможно, это объясняется ведущей ролью женщин в обрядах встречи весны.