Средокрестие

Среда (или четверг) на четвертой недели Великого поста. 

В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли "Средокрестной", когда пост "переламывался" пополам. В этот день пекли печенье в форме крестов, которое должно было воздействовать на будущий урожай, здоровье людей и скота, благополучное окончание полевых работ. 

__________

Средокрестие

Средокрестие ("средохристье", "средохрестный праздник", "кресты", "хрясты", "хрестцы", "средопостье", "крестова Среда", "преполовенье") - среда (или четверг) на четвертой неделе Великого поста. 

В воскресенье на четвертой Крестопоклонной неделе (седмице) Великого Поста в церкви совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню (См. Великий пост), поэтому в народе эту неделю называли "Средокрестной", "Крестовой", "Солдохресной", а один из ее дней - среду - "средокрестьем". На ночь со среды на четверг приходится середина святой Четыредесятницы, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название "средопостье". В народе говорили: "Хрясты - половина посты". Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст. 

Народные обычаи, имевшие место в день Средокрестия, хотя и несли в себе христианскую атрибутику, в основном были направлены на обеспечение благополучного исхода полевых работ, начинавшихся обычно в близкое к этому дню время. Они имеют очень древнее происхождение и лишь позднее, под воздействием христианства, были приурочены к конкретному дню православного календаря. Важную роль в них играл обрядовый хлеб, действия с которым должны были обеспечить новый урожай. 

Повсеместно в средокрестье из ржаной муки и пресного ("постного") или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которым придавалось магическое значение и особенная сила, способная благотворно влиять на семена, предназначенные к посеву, будующий урожай, здоровье людей и животных. В некоторых областях Среднего Поволжья - Костормской и Нижегородской - в день Средокрестия были распространены обходы детей с пением средокрестных песенок (напоминающих колядки), за которые они получали печенье "крестики" (см. Кресты). 

В некоторых районах Рязанской губ. на средокрестной неделе встречали весну (см. также Кликание весны). Девушки с блинами и пышками ("одоньи") ходили на гумна "кликать лето". Часть пышек вешалась ими на колья, чтобы гумно было полно хлеба. В другом селе пышки надевали на вилы, влезали на крыши и оттуда зазывали лето. 

Четверг, следовавший за средокрестной средой также считался праздником, т.е. на протяжении его крестьяне старались на работать.