Текстильные традиции Прибалтики

Балтийский текстиль — это самостоятельная и особенная ветвь северно-евразийской текстильной общности. Его самобытность обусловлена сочетанием балто-славяно-германской и финно-угорской традиций, уходящих своими корнями в глубокую древность.

Контакты и влияния

На протяжении всей своей истории текстиль Балтики сохранял в той или иной степени северно- и восточноевропейские ориентации, что было определено как географическим расположением региона, так и давними историко-культурными связями. В материалах Восточной Прибалтики отчетливо прослеживается тяготение к художественно-ремесленным школам Западной Европы. В то же время в Литве, на востоке Латвии и в Эстонии явственно ощущается славянское влияние в технологических приемах изготовления тканей и их структуре.
Текстильное и инструментальное наследие народов Северной Европы и Восточной Прибалтики демонстрирует разновременные и многосторонние контакты и взаимовлияния. Наиболее ярко они проявились в организации и формах ткацкого ремесла. Наряду с традиционным домашним ткачеством в эпоху Средневековья в городах и имениях местной аристократии существовали цеховые и мануфактурные производства. Для постановки дела в мастерские приглашались специалисты из известных текстильных центров Франции, Фландрии, Силезии и Богемии. Профессиональные ткачи приносили новые технологии, навыки, усовершенствованные орудия труда.

Местные ткачи и текстильные центры

Работники мызных мануфактур, прекративших свою деятельность в 1860-х годах, вернулись к крестьянскому образу жизни, совмещая занятия земледелием и животноводством с ткачеством. 

Текстильные изделия изготавливались по заказу и для сбыта на рынке. Именно эта категория бывших ремесленников, а также деревенские и хуторские кустари стали основой складывавшегося к началу XIX века в ряде мест слоя профессиональных сельских ткачей.
В то же время вокруг сельских поселений, городов и их предместий формировались ремесленные центры. По их числу на первое место вышла Латвия. Крупнейшими центрами производства тканей в середине XIX века в Прибалтике стали Яунпиебалга, Вецпиебалга и частично Рауна.

Традиции обработки и окраски текстиля

В XIX веке сельские ткачи продолжали использовать естественные красители, которые получали из местных дикорастущих и культурных растений, число которых достигало сотни. Для протравливания использовали березовый сок, молочную сыворотку, слабое пиво, щелок, железный и медный купорос. Из привозных красителей использовались индиго, крапп, кошениль и южноамериканские древесные красители. В 1860-е годы с появлением синтетических красителей изменилась палитра красок. В сельской местности стали создавать специальные красильные мастерские. Для изменения естественной окраски сырья пользовались старыми рецептами — вымачиванием и отбеливанием льноволокна на солнце, позже кустари стали применять хлорную известь.

Переворот в сельском ткачестве

Полный переворот в сельском ткачестве произошел в начале XX века, когда П. Вломсон реконструировал крестьянский ткацкий станок и опубликовал четыре книги практических пособияй по ткачеству, где был обобщен опыт Скандинавии, Средней Европы и России. Книги "Утро понедельника", "Утро вторника", "Утро среды" и "Утро четверга" получили международное признание. Несколько позже в Риге были организованы 150 "финских" курсов для осваивающих новые станки, технологию и производство "финских" тканей. Так как на курсах учились и латыши, и литовцы, и эстонцы, то вскоре на территории всей Прибалтики получили распространение серийные ткани, выполненные в технике узорчатого саржевого переплетения. Здесь же, на курсах, зародилась новая традиция перенесения опыта украшения народного костюма на новые текстильные изделия, предназначенные для оформления помещений: занавеси, напольных дорожки и ковры, настенные ковры. В первой четверти XX века техническое оснащение мастерских, изготавливавших ткани в юго-восточной Прибалтике, достигло среднеевропейского уровня.

Пояса

Пестротканые пояса, тесемки и ленты — самый древний и наиболее распространенный вид прибалтийского ткачества. Узкие перевязи по-литовски называются "юосты", по-латышски — "йосты". Их ширина варьируется от 50 до 20 см, длина от 2 до 3 м. Изготавливали юосты различными способами: плели на "дощечках" и на "пальцах", вязали, крутили, ткали на станке. В орнаменте изделий присутствуют стилизованные космогонические изображения — солнце, луна, звезды; часто встречаются изображения людей, деревьев, гребней. Юосты широко применялись в быту, ими подвязывали юбки, рубахи, чулки, головные уборы, верхнюю одежду. Нарядные ленты использовались как вожжи и поводья для праздничной конской упряжи.

Традиционные ткани для одежды и полотенец

Ткани, предназначавшиеся для одежды, изготавливали из льна и шерсти. 

Из льна ткали холщовое полотно, саржу на рубахи, легкие наплечные покрывала, головные уборы, штаны; из шерсти — ткани на юбки, лифы, передники и верхнюю одежду — кафтаны, платки. Наиболее характерными для традиционного народного ткачества были геометрический и стилизованный растительный орнаменты.
В белых тканях, предназначавшихся для полотенец, сочетались беленый и небеленый лен. Ткачи, переплетая белую и небеленую пряжу, создавали чередование элементов орнамента, а в белых тканях заменяли цветовую ритмику узоров разнообразием фактуры. Особой рельефности ткани добивались использованием нитей разной толщины, втянутых петель и вплетенной бахромы.

Длинноворсовое ткачество

Несмотря на ярко выраженную общность, ткачество народов Прибалтики имеет значительные различия. Они проявляются в доминировании тех или иных материалов, техник, видов изделий, системы декора. В ряде видов изделий прослеживаются культурные заимствования из традиционных техник скандинавских стран и Финляндии. В первую очередь это относится к знаменитым коврам "рю", выполненным в технике длинноворсового ткачества. Время расцвета этой техники в Финляндии — первая половина XIX века. В Эстонии подобные изделия начали изготавливать в конце XIX века. Позже длинноворсовое ткачество получило распространение и у балтов.

Ткани как символ народной культуры

Роль ткачества в жизни народов Прибалтики была столь велика, что позволяет назвать культуру Балтии "текстильной". Неслучайно в XIX веке, в период национального возрождения, именно крестьянские ткани и костюм стали осознаваться как ярчайшие символы народных культур этого региона.