Традиционное жилище в Средней Азии

Традиционное жилище ярче всего характеризует адаптацию населения к экологическим условиям своего существования. Так, особенности стационарного жилища земледельцев соотносятся с двумя культурными зонами — зоной гор и предгорий и зоной оазисов.

__________

Типы жилищ и усадеб

Традиционное жилище ярче всего характеризует адаптацию населения к экологическим условиям своего существования. Так, особенности стационарного жилища земледельцев соотносятся с двумя культурными зонами — зоной гор и предгорий и зоной оазисов. В первую зону входят два района: а) Памир, Припамирье, Верхний Зеравшан, Нуратинские горы, юго-западные отроги Таласского Алатау — Угамский и Чаткальский хребты; б) предгорья Копетдага. В зоне оазисов выделяются три района: а) земледельческие районы междуречья рек Сырдарьи и Амударьи (Бухарская, Самаркандская, Ферганская группы); б) Хорезмский оазис и районы среднего течения Амударьи; в) южные районы Туркмении и частично юг Узбекистана.

Жилище горных районов

В горной зоне Таджикистана выделялись два основных типа жилища, различие которых состояло в устройстве очага. Границей между их распространением являлся Гиссарский хребет. Так, к северу от него, в согдийской зоне, связанной с тюркским миром, преобладало отопление камином, имевшим вытяжной колпак и дымоход. К югу от хребта, в бактрийской зоне, тяготеющей к иранскому и переднеазиатскому мирам, жилище было преимущественно курным с центральным открытым очагом. Это различие определило особенности устройства крыши, которая в горах, как и повсюду в Средней Азии, была плоской, земляной, покоящейся на поперечных балках. Однако в курном жилище крыша имела светодымовое отверстие в виде ступенчатого сруба. Ареал распространения такого типа жилища тянется широкой полосой от Передней Азии до Восточного Туркестана, захватывая Закавказье, где оно известно как "дарбази". Другой особенностью крыши горного жилища являлась ее капитальность, требовавшая поддержки балок опорными столбами. Стены домов в горных областях клали из камня. В Каратегине, Гиссаре и Кулябе, наряду с каменными стенами, имели место и глинобитные стены пахса. Только там известна стропильная двускатная крыша с камышовым покрытием.

В предгорьях Копетдага дотекинское население камень использовало только для цоколя и основания дома, а стены возводились из сырцового кирпича. Жилище состояло из одной-двух комнат с айваном. Колонны айванов сверху имели украшение в виде завитков, напоминающих капители ионийского ордера, что являлось очень древней местной архитектурной традицией. Очаг располагался в коридоре или на айване.

Стационарное жилище равнинных районов

В равнинном Междуречье жилище не имело резких конструктивных различий. На равнинах основным строительным материалом являлся лесс — тонкий суглинок, более или менее богатый углекислой известью. При смешивании лесса с водой получали лессовое тесто лой, которое служило для возведения глинобитных стен пахса, а также для изготовления разнообразных строительных материалов: гуваля — овальных комков длиной до 30 см, сырцового и жженого кирпича. Лой применяли и в качестве связующего раствора, а его смесь с соломой использовалась для штукатурки стен и обмазки крыш.

Наибольшее распространение в Междуречье имели кирпичные стены, а также стены из однорядного или двухрядного деревянного каркаса, заполненного сырцовым кирпичом или гуваля. Ведущими видами очагов в этой области являлись камин мури или сандал — выемка в полу, куда ставился табурет, возвышавшийся над более глубокой ямой для углей. Члены семьи зимой собирались около сандала, накрывали его одеялом, помещая под это покрывало ноги. Сандал получил распространение у зажиточной части населения, так как древесный уголь был дорог. Общий тип дома в Междуречье состоял из трех элементов: комнаты, передней, открытой террасы айван. Все постройки располагались по периметру двора. Характерной чертой являлось деление усадьбы на внешнюю мужскую и внутреннюю женскую половины.

В Хорезме сложился уникальный тип сельских жилищ — замкнутая усадьба-дом хаули под одной кровлей, где проживала большая неразделенная семья.

Особенность жилищ Южной Туркмении, созданных земледельческим дотуркменским населением, составляло купольное перекрытие крыши из сырцового кирпича. 

Аналоги такого типа жилища имеются в восточном Хорасане и в северном Афганистане. Другой особенностью жилищ этого района являлось широкое использование камыша, растущего здесь в изобилии, для заполнения каркаса домов.

Интерьер стационарного жилища во многом зависел от типа очага. В курном жилище стены и потолок практически не декорировались, все внимание уделялось деревянным деталям, которые украшались резьбой — это опорные столбы, двери, ставни. В жилище с бездымными очагами стены украшались вышитыми занавесами, потолок покрывался обильной росписью, в Бухаре особое развитие получила резьба по ганчу — алебастровой штукатурке стен. В стенах домов обычно имелись ниши для спально-постилочных принадлежностей, посуды и т.п. Глинобитный пол застилали паласами или войлоками.

Переносное жилище кочевников

Переносное жилище в Средней Азии было характерно, прежде всего, для кочевых и полукочевых групп населения, однако его бытование отмечено и у оседлых народов южного Узбекистана и южного Таджикистана (бассейн Гузардарьи и Шерабаддарьи, горы Кугитанг). Основными видами этого типа жилища являлась юрта кииз уй, маленькая юрта жолым уй (у казахов), полусферический шалаш лочиг, капа (у узбеков), кос (у казахов), орача (у туркмен), конический шалаш курке (у казахов).

Наибольшее распространение имела юрта — поистине выдающееся изобретение кочевой цивилизации, как нельзя более ярко характеризующее особенности быта номадов. Юрта портативна, сравнительно легка, быстро разбирается и собирается, хорошо защищает и от зноя, и от зимней стужи. В Средней Азии была распространена юрта тюркского типа, у которой имелось два подтипа — кыпчакский и найманский. Для кыпчакского подтипа характерен полусферический купол, образующийся за счет значительного угла изгиба купольных жердей и большого, но невысокого купольного круга. У юрт найманского подтипа жерди имели небольшой сгиб близко от конца, а круг был высоким и небольшим, отчего купол имел конусообразную форму. Найманский подтип внешне сходен с монгольским типом юрты, но для последнего характерны совершенно прямые жерди. Кыпчакский подтип был распространен у полукочевых узбеков, почти всех туркмен, большей части казахов, южных и памирских киргизов. Найманский подтип был распространен менее широко и бытовал у семиреченских и алтайских казахов, хорезмских узбеков и каракалпаков, туркмен-човдуров и эрсари. У северных киргизов (кроме населения Таласской долины) юрты этого подтипа появились только в конце XIX — начале XX в. За пределами региона они распространены у башкир, алтайцев и ногайцев Северного Кавказа.

Помимо деревянного остова конструкцию юрты составляли циновки и войлочное покрытие. Особое внимание уделялось двери юрты.

Войлочное покрытие юрты бытовало в двух вариантах. Первый, более распространенный, состоял из трех частей: двух трапециевидных покрышек купола, нескольких прямоугольных покрышек для стен и небольшого войлока ромбовидной или округлой формы для покрывания верхнего круга. Второй вариант, встречавшийся только у казахов и киргизов в юртах кыпчакского типа, включал два-три больших войлока, покрывавших юрту от купольного круга почти до земли, не доходя 20-25 см, и один-два войлока для верхнего круга. Второй вариант покрытия сосуществовал с первым и употреблялся при перекочевках и на летних пастбищах.

Внутреннее пространство юрты имело четкое членение на культурные зоны. В центре находился очаг — сакральный центр жилища, за очагом напротив входа располагалось почетное место. В левой женской половине юрты находилось супружеское ложе, а ближе к двери — утварь и запасы провианта. Правая мужская половина предназначалась для гостей, здесь хозяин дома хранил конское снаряжение, различные предметы скотоводства.

Шалаши служили жилищем на кратковременных стоянках, сезонным жилищем, укрытием для пастухов. Статус этих жилищ относительно юрты был невысоким, за исключением шалаша лочиг, капа, который узбеки-карлуки почитали своим традиционным жилищем и именно его готовили к свадьбе.

В ряду сезонных находились пещерные жилища, существовавшие, например, у таджиков долины р. Сох. Интересно, что еще во второй половине XX в. некоторые пожилые люди предпочитали летом жить в пещерах и даже справляли там свадьбы своих детей и внуков.