Традиционные ремесла и промыслы народов Прибалтики

Существенную роль в крестьянском хозяйстве региона играли домашние и сельские ремесла. Каждый хозяин хутора умел делать все: от орудий труда до домашней утвари. Ранее других в качестве самостоятельных ремесел обособились кузнечество, гончарство, столярное, плотницкое, бондарное.

Латгальские гончары

Среди крупных центров гончарства необходимо назвать сельские округи на западе Литвы, а в Латвии — многие деревни на востоке, в Латгале. Здесь сложились целые династии потомственных мастеров-гончаров, первоначально изготовлявших только бытовую глиняную утварь, а затем, по мере сложения ремесленного центра и появления спроса, и декоративную керамику. 

Работу латгальских гончаров отличает не только приверженность архаичным технологиям обработки глины, обжига и нанесения глазури, но и определенная цветовая гамма: зеленый, желтый, коричневый. Заметим, что именно ограниченный цветовой набор и постоянное экспериментирование с глазурованием позволяют создавать изысканные и тонкие переходные тона. Монументальность форм горшков, кувшинов, ваз, подсвечников — другая отличительная черта местной традиции. Особенности декора: рельефные и фигурные украшения в виде волнистых лепных зубков, поясков, юбочек, волютообразных ручек и особого волнообразного края ваз, лепные фигурки, гравировка и процарапывание геометрического и растительного узора на туловах сосудов вырабатывались и складывались постепенно. Благодаря объемному пластичному декору низкие тяжелые тулова ваз для цветов напоминают женскую фигуру, и не случайно волнистый лепной орнамент называется брунчи (в переводе с латышского "юбочки"). 

Многие из народных мастеров удостаивались различных званий и наград на международных выставках. 

Изделия латгальской бытовой и декоративной керамики таких мастеров как Екабс Мошанокс, Янис Бацканс, Андрей Пауланс, Петерис Вилцанс, Станислав Калве, династии Ушпелисов, Чернявскисов и многих других — достояние народной культуры, один из ее ярких предметных символов. Мастером "рогатой глины" — фигурок чертей, позаимствованных из латышского фольклора был А. Шмуланс. Его традиции были продолжены в творчестве дочери — Э. Шмулане.

Искусство резьбы по дереву

Обработка дерева всегда считалась в Прибалтике традиционным мужским делом. Мужчина должен был хорошо знать поделочные свойства различных пород древесины, когда и где их заготавливать и как хранить. Из всех распространенных видов деревообрабатывающих ремесел и промыслов выделим изготовление средств передвижения (сани и телеги различных типов), мебели, предметов домашнего обихода (бочки, кадки, короба, коробки, корзины). Как правило, их изготовлением занимались столяры, плотники, бондари, токари. Резьба и роспись украшала свадебные сани и мебель: сундуки, шкафы, стулья, вешалки для полотенец, обрядовые и ритуальные предметы: кружки для пива, короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, лопасти прялок, иглы для кудели и самопрялки. С большим искусством сельские столяры и токари изготавливали праздничные настольные подсвечники и подвесные люстры. 

Самыми яркими предметами народного искусства можно считать эстонские пивные кружки. Они всегда были разнообразны по форме, материалу, способам изготовления и декорирования. Их делали в основном из дуба, можжевельника, ели; чередование бондарных клепок из светлой ели и темного дуба создавало полосатый ритмический рисунок, а использование техники интарсии — шахматный. Стенки кружки, крышку и рукоять украшали выжженным растительно-геометрическим орнаментом. Монументальный характер придавали массивным ручкам объемные изображения головок коней. Свадебные кружки часто делали с двойным дном, между днищами закладывали мелкие камешки или горох. Кода жениху подносили такую кружку, камешки перекатывались, а деревенские острословы отпускали соленые шутки магического характера. Неслучайно для свадебных кружек молодых использовали можжевельник — священное дерево, обладающее к тому же специфическим запахом, по народным представлениям,усиливающим охранительную и продуцирующую функцию предмета, напитка и самого ритуала питья. Центром по производству деревянной утвари был Авинурме, богатый лесом район на севере Эстонии. 

В огромном наследии литовского искусства резьбы по дереву самое значительное место принадлежит религиозной скульптуре и культовым памятникам малых форм: знаменитым резным крестам — капличкам. В Литве и Латгале их воздвигали в различных сакральных местах: на перекрестках дорог, на кладбищах и вершинах холмов, а также в деревнях и на усадьбах. Их ставили по обету в связи с событиями личной и общественной жизни: например, при рождении долгожданного ребенка, избавлении от болезни, возвращении сына из армии. Много подобных крестов появилось в Литве после подавления крестьянских восстаний 1832 и 1863 годов в честь погибших. Святыми для каждого верующего были и остаются такие места поклонения, как Гора крестов (Жемайчу Калвария в Шяуляйском районе Литвы, где существует более 20 000 крестов) и Калварии или Голгофы в Литве и Латгалии. Калварии в виде часовен, расположенных вдоль дорог, воспроизводящих Крестный ход Спасителя, были и остаются до сих пор местами паломничества. Создателями крестов и скульптуры были простые крестьяне, ремесленники, которые называли изображения католических святых "божками". 
 

О широком распространении деревообрабатывающих занятий в Латвии говорит пословица: "Не проси у латыша словоохотливой речи, но проси показать себя в искусстве резьбы".

Кузнецы и кузнечество

Кузнечество — традиционное сельское ремесло, известное у народов региона с давних времен. Кузнец считался самым уважаемым человеком в эстонской деревне. О том, что кузнечное дело было старейшим ремеслом, говорят и данные языка. Общее прибалтийско-финское слово сепп (кузнец) является основой для называния и других ремесел: пуусепп — древодел, плотник, ратасепп — колесник, кингсепп — сапожник, пюттсепп — бондарь. Кузнечное дело со своими старинными традициями сохранилось в Эстонии до настоящего времени. 

Среди наиболее интересных типов кузнечных изделий у литовцев выделяются кованые навершия, которыми увенчивали каплицы, намогильные кресты, колокольни, церкви. Самым распространенным мотивом наверший и в прошлом, и в настоящем остается солнце. Именно поэтому и сами навершия в народе называют "солнышко". Мастера всегда помещали в центр композиции солнце; от него расходились прямые или волнистые лучи, зачастую — змейки (ужики), вьющиеся ветви с цветами. Наряду с этим использовали традиционные для народного орнамента мотивы: лунарные (месяц), геометрические, растительные (лилии, елочки) и христианские (кресты, летящие и трубящие в трубы ангелы).

Ювелирное дело

Широко известны латышские нагрудные и шейно-нагрудные украшения из серебра, нейзильбера, латуни и янтаря, а также девичьи венки, пояса с подвесками и пряжки для поясов. В числе традиционных фибул — так называемые малые сакты в виде кольца и сердечка для застегивания ворота мужских и женских рубах, Но самая большая группа — крупные сакты для скрепления женских наплечных покрывал типа бурбульсакты ("пузырчатые сакты"). Они были созданы видземскими ювелирами под влиянием искусства барокко. Специфическим украшением таких пряжек были выполненные с помощью чеканов и штампов выпуклые полусферы и "наперстки". Особую группу составляли фибулы, которые женихи дарили своим невестам. Это были большие плоские круглые сакты с изображениями цветов и двух пар соединенных рук; некоторые из них имеют клейма и датировку 1805 и 1809 гг. Пряжки с мотивом "рукопожатия", появляются в Прибалтике под влиянием искусства ренессанса в Северной Европе и получают распространение благодаря городским ювелирам Курляндии и Лифляндии уже в XVI в., но в свадебный костюм и обрядность этот тип украшений проникает лишь в эпоху расцвета "крестьянского барокко" в ХVIII в. Весьма оригинальны латунные сакты XVIII — начала XIX в. из Алсунги с цветами и вставками из крупного граненого красного стекла, имитирующего драгоценные камни. Свадебные сакты украшались двумя ажурными подвесками и "кольцом", которое вставлялось в центр сакты. 

На юго-западе Курземе наплечное покрывало скрепляли на плече или сгибе руки с помощью так называемых кучевых сакт — набора из 3—7 сакт, наложенных друг на друга. 

В числе высокохудожественных образцов народного ювелирного производства — комплекс женских нагрудных украшений сету XVIII—XX вв.: уникальные нагрудные брошки — серебряные сыльг весом до 400 грамм, брошки, цепи, подвески, ожерелья, цепи с крестами, перстни. 

Различным украшениям в народе приписывали магическую силу, использовали в семейных обрядах.