Традиционный костюм саамов

Саамы — небольшой народ Северной Европы, известный в прошлом под названием лопари. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

Мужская и женская одежда

Комплекс одежды саамов формировался на протяжении многих веков и долго сохранял свою традиционную специфику. Сезонный костюм делился на летний и зимний, в каждом из которых была повседневная и праздничная одежда. Костюмы разных групп саамского населения имели различия в головных уборах, обуви, цветовой гамме и декоре. 

Нательной одеждой всех саамов была рубаха с длинными рукавами. Ее шили из хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Ткани старались подбирать ярких расцветок: в полоску, с набивным цветочным рисунком. Поверх нижней рубахи надевали верхнюю плечевую одежду из сукна. Этот компонент костюма шился с длинными рукавами, воротником стойкой, прямым разрезом на груди и двумя швами по бокам, у скандинавских саамов он был несколько короче, чем у Кольских. Повседневная и праздничная верхняя одежда различались по качеству ткани и декору. Норвежские и финские саамы носили верхнюю одежду черного или синего цветов и называли ее гакты, кафты, а у Кольских саамов бытовала суконная одежда — юпа белого цвета у женщин и серого цвета у мужчин. Наиболее красочной была одежда саамов, проживавших в Норвегии и Финмаркине. Воротник, плечи, края рукавов, подол и разрез на груди имели богатый декор из цветного лоскута красного и желтого цветов и вышивки. Юпы Кольских саамов также украшались цветными лоскутками и бисером. На этих изделиях декор располагался на воротнике и вдоль нагрудного разреза, подол подшивался плетеной шерстяной тесьмой. Суконную одежду носили летом и в межсезонье. 

Зимний комплекс плечевой одежды состоял из нательной рубахи, суконной блузы или короткой рубахи, связанной из шерсти бузурунка, и глухой меховой одежды — песка, печок. Её шили из оленьих шкур коричневого цвета мехом наружу, при носке у ворота стягивали шнурком, концы которого украшались суконными лоскутками треугольной формы и бусинами. Иногда к краям меховых рукавов пришивали манжеты из ткани. Мужской печок имел длину ниже колен, а женский — до щиколотки. Саамы носили также овчинные шубы, сшитые мехом внутрь, которые назывались торк. 

Поясная одежда — штаны не отличалась разнообразием. Их шили из полотна, сукна, шкур, замши и кожи. Нательные штаны были из белого полотна линбус, их носили в основном мужчины. Поверх этих штанов в летнее время надевали штаны из шерстяной ткани серого цвета пуус. Зимой и мужчины и женщины носили глухие меховые штаны стикак, сшитые из замши и шкур оленя белого и коричневого цветов. У пояса штаны стягивались шнурком. У лопарей Финмаркена были распространены штаны, сшитые их трех частей: верхняя (до колен) из замши, средняя из камусов, нижняя из сукна. Суконная часть имела разрез для того, чтобы удобнее надевать ее поверх короткой меховой обуви. Промысловые штаны шили из непромокаемых кож.

О расселении саамов

Саамы — небольшой народ Северной Европы известный в прошлом под названием лопари. Его численность составляет около 55 тыс. чел. Локальные группы этого населения проживают в Швеции, на севере Норвегии, в Финляндии и в России на Кольском полуострове. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

Пояс в костюме

Верхнюю одежду носили с поясом. Его повязывали таким образом, чтобы образовывался небольшой напуск. Мужчины подпоясывались ремнями из кожи, к которым всегда подвешивали нож в ножнах. Праздничные ремни украшались металлическими накладками, бисером и застегивались на ажурные металлические пряжки. В праздничный комплект одежды скандинавских саамов входили также широкие пояса боаган, сотканные при помощи бердечка. Их изготавливали из белых льняных или хлопчатобумажных (основа) и шерстяных (уток) нитей. Геометрический орнамент представлял собой различные сочетания ромбовидных фигур, косых крестов, наклонных и ломаных линий. В орнаменте преобладал красный цвет. Пояса застегивались при помощи фигурной орнаментированной костяной пряжки или узкого кожаного ремешка с завязками из шерстяных нитей кисточками на концах. Носили их преимущественно девушки и парни. Повседневные пояса отличались от праздничных. Они были уже; при тканье использовались нити красного, серого, коричневого и желтого цветов. Орнамент — мелкоузорный. У Кольских саамов в состав женского костюма входили узкие пояса, сотканные из разноцветной овечьей шерсти при помощи нитов (переборная техника), бердечка, дощечек и плетеные на вилочке. К тканым поясам на кожаных шнурках с нанизанными бусинами они подвешивали различные мелкие бытовые вещи (игольники, наперстки, ключи), а также обереги из металла и лоскутков.

Головные уборы: шамшуры, повязки, колпаки, шапки

Головные уборы шили из шкур оленя, сукна, хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Опушку к зимним головным уборам делали из меха лисицы, песца, выдры, зайца, волка. Женские головные уборы скандинавских саамов в XIX—XX веках отличались от головных уборов, которые носили женщины на Кольском полуострове. Это были мягкие чепцы разнообразных форм с наушниками. Их шили из шелка (праздничные) и сукна красного, синего и желтого цветов. Украшением этих головных уборов служил разноцветный кант и шелковые ленты. Зимой поверх чепцов надевали большие клетчатые шерстяные платки. Кроме мягких чепцов, в XIX веке у финских саамов бытовал каркасный головной убор в виде рога, развернутого в сторону очелья. Этот головной убор шился из красного сукна и украшался цветным лоскутом и шелком; в рогообразный выступ вставлялся деревянный каркас. 

Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор шамшура, а девушки перевязку. Их надевали по праздникам. Шамшура изготавливалась из сукна красного цвета (или кумача) и хлопчатобумажных тканей (подкладка) в виде мягкой шапочки; в шов между очельем и затылочной частью вшивалась прямоугольная деталь — каркас из бересты или картона, обшитый сукном и украшенный бисером. К нижней части затылочной части пришивался позатылень, расшитый бисером и пуговицами. Головной убор украшался разноцветным бисером, пуговицами, тесьмой, позументной лентой, металлическими и перламутровыми пуговками. Декор располагался в строго определенных зонах: края деталей кроя, височная зона, центр затылочной части. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос. Иногда поверх этого головного убора носили мягкий чепец из ситца или штофа суарак. 

Девичьи повязки были двух типов. Первые имели цилиндрическую форму и жесткий каркас по основанию. Высота этих головных уборов доходила до 13 см. Шили их из красного сукна и ситца (подкладка) и украшали бисером, низками из бусин и лоскутков ткани треугольной формы. Второй тип головного убора представлял собой повязку, состоящую из жесткого очелья трапециевидной формы и мягкую затылочную часть. Вся поверхность очелья расшивалась разноцветным бисером и стеклярусом. Девичьи повязки надевали так, чтобы волосы надо лбом были видны. Аналогичный тип головного убора бытовал и у народа коми. Поверх шамшуры и перевязки носили ситцевые и шелковые фабричные платки, которые складывали косынкой и подвязывали под подбородком. Повседневным головным убором саамских мужчин в летнее время был островерхий колпак, связанный из овечьей шерсти. 

Зимние головные уборы отличались разнообразием кроя и также имели свою локальную специфику. Скандинавские саамы (мужчины) носили шапки кюхпир из черного сукна с четырехугольной тульей и высоким околышем из меха и сукна. Очелье было жестким, а тулья мягкой. Концы тульи имели остроугольную форму. Надевали эту шапку таким образом, чтобы концы тульи свешивались на левую сторону. У финских саамов теплые шапки верики-кохпир, клеп состояли из околыша, обшитого мехом, и верхней части прямоугольной формы из черного сукна. К околышу шапки пришивали суконные ленты красного, желтого и зеленого цветов. Внутри шапок на подкладке оставляли незашитую часть. Через эту прорезь в большие холода верхняя часть шапки для утепления набивалась сушеной травой. 

У Кольских саамов наиболее распространенными зимними головными уборами были глубокие шапки с небольшими наушниками. Покрышка у этих головных уборов шилась из сукна или ситца, подкладка — из шкуры. Очелье украшалось лоскутом из разноцветного сукна, пуговицами, бисером. Мужские и женские головные уборы различались по крою. 

Наряду с этими головными уборами были распространены шапки, полностью сшитые из меха. Для изготовления мужских головных уборов этого типа использовался мех оленя, а для женских — мех выдры. Для детей шили шапки с длинными ушами из самого ценного меха — пыжика.

Обувь

Особое внимание саамы уделяли качеству и практичности обуви, так как во время перекочевок и на промысле им приходилось преодолевать большие расстояния. 

Изготовлением обуви занимались только женщины. Они обрабатывали шкуры, выделывали замшу, делали нити, готовили инструменты, раскраивали шкуры на заготовки, а затем шили из них различные виды обуви. Материалом для шитья служили шкуры оленя, нерпы, тюленя. Вся зимняя обувь шилась из меха, летняя — из кожи. Промысловую обувь делали в основном из шкуры нерпы. При изготовлении обуви саамы использовали нитки, изготовленные из сухожилий, снятых с хребта оленя (наиболее длинные). 

Для пошива обуви требовался прочный материал; для этой цели лучше всего подходили шкуры, снятые с ног оленя — койбы, со лба — лобики и с подошв ног — щетки. На одну пару высокой обуви, например, яров, требовались шкуры с двух — четырех оленей. Верх обуви обычно шили из койб, подошву из щеток, а задники из лобиков. Если шкуры были тщательно обработаны, подобраны и сшиты хорошей мастерицей, то такая обувь служила очень долго. Так, например, пимы и бурки носили по два — три десятилетия, периодически меняя подошву (через один — два года). Для изготовления низкой обуви помимо меха оленя часто использовали замшу ровдугу, которая шла на короткие голенища. 

Шитье обуви из шкур было очень трудоемким процессом. Девушки и женщины, овладевшие этим искусством, особо отмечались окружающими. Так, например, у Кольских саамов первой сватали ту девушку, которая умела шить "настоящие яры". Для того чтобы обувь была безупречной в носке, требовался не только точный крой, но и специальные инструменты и нити для шитья. Прежде всего, нужно было подготовить специальную иглу грянку. Ее делали из больших стальных иголок следующим образом: верхний конец обламывали, а затем затачивали иглу напильником так, чтобы на конце иглы образовались три грани. Сшивали обувь специальными нитями, скрученными из оленьих сухожилий. Иногда при шитье использовали нити из сухожилий лося. 

В XIX—XX веках у саамов были наиболее распространены восемь видов обуви: нюреньки — летняя обувь с мягкой подошвой и заостренными, приподнятыми вверх носками; яры — зимняя обувь в виде длинных сапог из шкур молодых оленей шерстью наружу с заостренными приподнятыми кверху носками; габмагак — зимняя обувь саамов Финмаркена в виде широких мягких башмаков с загнутым вверх носком из оленьей шкуры; кеньги — мягкая обувь в виде коротких башмаков, сшитых мехом наружу с заостренными и загнутыми кверху носками и коротким голенищем из кожи или замши; тоборки — промысловая обувь в виде высоких сапог из шкуры морского зверя; пимы — высокая мягкая обувь из оленьих шкур, сшитых мехом наружу, украшенная цветным кантом и орнаментом из сукна; бурки — детская и женская обувь в виде сапожек из оленьих шкур мехом наружу, с отделкой из сукна и бисера, туфли — домашняя обувь из меха, замши, шкуры нерпы в виде тапок с меховой опушкой по верхнему краю. 

Способы ношения обуви зависели от сезона и вида обуви. Общим было использование сушеной травы (ситника, осоки), которая укладывалась в обувь для утепления и предохранения от сырости. 

Траву собирали летом, проминали деревянными колотушками, а затем сплетали в венки и в таком виде хранили до следующего лета. Одна порция травы, уложенная в обувь, служила несколько дней, а иногда и неделю. Когда трава намокала, ее вынимали и сушили у огня, а затем "растрепывали" в пушистый клок и опять помещали в обувь. Низкую обувь мужчины носили с вязаными шерстяными носками, а женщины с чулками. В яры и пимы для тепла вкладывали длинные меховые чулки липты. Скандинавские саамы поверх короткой меховой обуви надевали специальные наголенники из сукна и оленьего меха. Наголенники обматывались оборами. В Скандинавии были распространены оборы, сотканные на бердечке, а у Кольских саамов — сшитые из ткани (сукна, ситца, холста) или плетеные на вилочке из разноцветных шерстяных нитей.

Рукавицы

В состав зимнего комплекта одежды саамов входили рукавицы нисун-фацат, вареги, связанные на спицах из овечьей шерсти; кистак койбенцы — из оленьих шкур. У саамов Финмаркена вязаные рукавицы были белого цвета; геометрический орнамент вывязывался нитями красного и синего цветов. Вязаные рукавицы норвежских саамов были орнаментированы по всей поверхности. В большие холода поверх вязаных рукавиц надевали меховые, сшитые из шкуры оленя. Меховые рукавицы шили из белых и коричневых камусов мехом наружу. Иногда по краям делали оторочку из меха контрастного цвета или из сукна. Рукавицы, входившие в состав праздничного костюма, украшались цветным лоскутом, бусинами.

материал подготовлен
Королькова Людмила Валентиновна