Туркмены. Искусство ковроделия

Ворсовые туркменские ковры являются одним из наиболее известных за пределами Средней Азии феноменом кочевнической культуры. Это вполне закономерно, поскольку туркменские ковры самобытны, легко узнаваемы и представляют собой наиболее развитый вид художественного творчества народа...

__________

Феномен туркменского ковра

Ворсовые туркменские ковры являются одним из наиболее известных за пределами Средней Азии феноменом кочевнической культуры. Это вполне закономерно, поскольку туркменские ковры самобытны, легко узнаваемы и представляют собой наиболее развитый вид художественного творчества народа.
Ковер был непременным спутником кочевника в праздники и в будни, в военных походах и в мирные дни. Сколь бы ни были ценимы ковры на Востоке, лишь туркмены сделали их не только важнейшей частью материальной и духовной культуры, но и ярким этническим символом.

Ковер — творение женщины

Умение ткать ковры рассматривалось как одно из важнейших достоинств туркменки, слава о лучших ковровщицах хранилась в памяти народа. Искусство ткачества передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери.
Обучение начиналось с 5-6 лет, с прядения. Постепенно девушка овладевала всеми навыками и могла воспроизвести практически любой из увиденных орнаментов. Труд ковровщицы, однако, требовал большой физической силы, терпения и наработанных до автоматизма навыков. Поэтому квалифицированной мастерицей женщина становилась лишь годам к 25 и посильно участвовала в работе до глубокой старости.

Техника и материал

Ворсовые, или узелковые, ковры представляют собой обычное полотно, в структуру которого введены ряды узелков, расположенных между одной-тремя, иногда более, нитями утка. В туркменском ковроткачестве применяются разные типы узла:

  • у салоров — асимметричный правосторонний с сильной депрессией,
  • у чоудоров — с незначительной депрессией;
  • у текинцев — асимметричный левосторонний;
  • у сарыков — симметричный

и т.д.

Это указывает на то, что разные племена восприняли ворсовое ткачество в разное время, а следовательно в разных местах (асимметричный узел указывает на иранскую традицию, а симметричный — на кавказскую).
Плотность изделий колебалась от двух до пяти тысяч узлов на квадратный дециметр, достигая в отдельных образцах восьми и даже десяти тысяч. Особой тонкостью вязки славились текинские изделия.
Основой туркменского ковра была овечья шерсть, использовавшаяся для изготовления нитей основы, утка и ворса. В лучших старинных изделиях наряду с овечьей использовались верблюжья и козья шерсть, хлопок и шелк. Мерцающий шелк, обычно окрашиваемый в розовый или малиновый цвет, и матовый хлопок оттенка слоновой кости придавали коврам особую нарядность. Применение шелка и хлопка в ворсовой нити характерно для Салорской Конфедерации туркменских племен.

Орнамент: композиция и мотивы

Особенностью туркменской ковровой орнаментики является ее насыщенность космогоническими, мифологическими, магическими и этническими маркерами. Важнейшим из последних была применяемая в декоре постилочных ковров "халы" система медальонов-гелей, служивших своеобразными племенными эмблемами.
Излюбленные композиции центрального поля туркменских ворсовых изделий — медальонная, полосатая, сетчатая и панельная.
Самым распространенным вариантом медальонной композиции является гелевая, а самым сложным — композиция "дарваза" (ворота), составленная из многокомпонентной розетки и рядов арок "кеджебе" (свадебная палатка).
Наиболее повествовательным вариантом панельной композиции является декор дверных занавесей "энси", представляющих картину мироздания.
Древнейшей схемой организации орнамента является сетка — символ вспаханного поля у древних индо-европейцев. В туркменском ковре она может быть прямоугольной и косой и заполняться мотивами Древа Жизни, плодородия, космогоническими сюжетами и пр. Однако самая ранняя из используемых в Средней Азии композиций — полосатая. Туркмены применяют ее при изготовлении полос "иолам", предназначенных для свадебной юрты.

Виды ковровых изделий

В быту туркмен имелось около 30 видов ковровых изделий, которые можно отнести к трем основным группам:

  • предметы меблировки юрты (постилочные ковры "халы", дверные занавесы "энси", порожек "гермеч", разнообразные мешки для хранения вещей — "чувал", "торба", "мафрач", полосы для обвязывания юрты);
  • атрибуты убранства верховых и вьючных животных (попоны, подседельники);
  • ритуальные предметы (молитвенные ковры "намазлык", погребальные ковры "аятлык").