Украинская одежда

Широко растиражированный образ национального костюма украинской "дивчины" и "парубка" с обильной вышивкой на рубахе в виде пышных роз и виноградных гроздьев является поздним сценическим стереотипом и мало похож на подлинно народную традиционную одежду...

Стереотип костюма

Украинская одежда легко узнаваема всеми, кто хоть раз ее видел. Многие могут представить себе "сценический" стереотип украинского костюма, который сформировался в 70-х гг. XIX столетия в связи с развитием украинского национального театра. Для этого костюма характерно преобладание на вышитых рукавах рубашек узоров в виде роз и гроздьев винограда с листьями, никогда в Украине не являвшихся исконно народными.

Основа традиционного костюма

Основным компонентом традиционного украинского костюма как женского, так и мужского была рубаха — "сорочка", изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором.

Вышивка, как правило, на женских сорочках располагалась по подолу, плечевой части рукава, плечевой вставке — "уставке" и грудном разрезе; на мужской сорочке вышивали горловину и манжеты. У мужчин рубаха, по восточной традиции, заправлялась в штаны. Главным образом украшались те участки сорочки, которые не закрывались другими частями костюма.

В женском костюме украинцев сохранился наиболее древний тип поясной одежды, состоящий из куска ткани, обертываемой вокруг талии и закрепляющейся при помощи завязок или пояса, который мог быть тканым, плетеным или вязаным. Такая одежда представлена "запаской", "дергой" и "плахтой" с попередницею (фартуком).

Праздничная одежда

Праздничный женский костюм состоял из рубахи, плахты, нарядного головного убора и обуви.

Нарядная плахта была обязательно c тканым или вышитым узором. Делалась она из двух кусков узкой и длинной ткани, которые сшивались по длине до половины; в этом месте плахта перегибалась и носилась так, что сшитая часть охватывала зад и бока, а несшитые концы свешивались с боков, или подвертывались. Перед закрывался передником. Плахта была распространена практически на всей территории Украины, но с локальными отличиями в цветовой гамме и способе закрепления на поясе.

Обязательным компонентом праздничного костюма была безрукавка — "керсетка". Ее часто шили из дорогих нарядных тканей и летом, выходя на улицу, надевали на сорочку и поясную одежду, а зимой — под верхнюю одежду. Керсетка девушек, молодых и пожилых женщин отличалась красочностью ткани и отделки.

Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из головной повязки или венка из цветов с лентами, а у замужней "жинки" — из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью.

В праздники надевали кожаные "черевики" — сапоги зеленого или красного цвета.

Завершали живописный костюм украинки украшения: "намисто" — связки стеклянных бус, "корали"- связки бус из натуральных и искусственных кораллов, "дукачи" — металлические медальоны и банты, а также сережки и кольца — изделия широко развитого золотарного промысла, приобретавшиеся на ярмарках.

Костюм гуцула

Своеобразна одежда населения Карпат, особенно гуцульский костюм. Праздничный мужской костюм состоит из вышитой рубахи — сорочки, которую, в отличие от прочей территории Украины, носили навыпуск, поверх узких штанов — "гачей", меховой безрукавки — "кептаря", короткой верхней одежды — "сердака", кожаной не сшитой обуви — "постолов".

Своеобразным символом занятий гуцулов — горных пастухов и лесорубов — были специфический кожаный пояс "попруга" и широкие "чересы", поддерживающие живот от надсады во время тяжелых работ.

Непременными атрибутами праздничного мужского гуцульского костюма были "топорцы" — символ прежних боевых дружин — "громад" и опорные палки — "келефы", затейливо украшенные чеканным орнаментом.

Отличает костюм гуцулов и наличие большого количества шейных металлических украшений, к которым относятся литые кресты, собранные в ожерелье — "згарды"; различные перстни; застежки к поясу; приспособления для ношения ключей — "клямры"; трубки и протычки к ним.