Узбеки. Город и степь

Современные узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых, жителей городов и земледельческих селений, и скотоводов, кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.

__________

Один этноним — два типа хозяйства

Современные узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.

Хозяйство кочевых узбеков

К началу XX в. среди узбеков чисто кочевых групп оставалось немного, большинство вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства: кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.
Юрта являлась основным жилищем для скотоводов, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище. В интерьере юрты значительное место занимали текстильные изделия, изготовленные в основном женщинами. По стенам развешивали ковровые, плетеные, кожаные сумки и мешки, где хранились утварь, одежда, провиант и т. д.
Ковровые переметные сумы и мешки, сшитые в виде чемодана, использовались для транспортировки вещей во время перекочевок. Пол, который служил обитателям юрты и столом, и ложем, устилали для красоты и тепла войлоками, паласами и коврами. Убранство юрты имело не только утилитарный характер, оно было неразрывно связано с символическим и художественным миром живущих в ней людей. Характерно, что узбеки, сменившие юрту на стационарный дом, продолжали оформлять его теми же предметами и так же, как это было принято в юрте: мешки и сумки развешивали по стенам, дверной проем украшали ковровым надверником, даже ленты для скрепления частей юрты размещали под потолком, имитируя ее купольный свод.

Бухара — центр золотошвейного производствари

Бухара — центр золотошвейного производства. Культурной близости оседлых узбеков и таджиков равнины способствовало и то, что на протяжении нескольких столетий они проживали в границах одних государственных образований, верховная власть в которых принадлежала представителям узбекских племенных союзов. Узбекская династия правила и Бухарским эмиратом, основным населением которого были таджики.
В Бухаре — столице эмирата — особое развитие получили некоторые традиционно таджикские ремесла, продукция которых предназначалась почти исключительно для эмирского двора. К их числу относилось прежде всего золотошвейное производство. Расшитые золотными нитями мужские халаты, камзолы, обувь, пояса, головные уборы, конские попоны и упряжь изготовлялись ремесленниками-таджиками только по заказам эмира и его приближенных для подношения ему по случаю торжественных событий и праздников.
Эмир в свою очередь также одаривал отличившихся приближенных золотошвейными одеждами и другими ценными предметами, в большом количестве хранившимися в кладовых дворца — Арке. Такого рода вещи преподносились в качестве даров послам и правителям других государств, в том числе императорской семье России.