Великая пятница

Страстная неделя 

Пятница на Страстной неделе Великого поста в память о дне распятия и смерти Иисуса Христа. 

__________

Великая пятница

Великая пятница — пятница на Страстной неделе. В Великую пятницу в церкви не бывает литургии, "потому что в этот день Господь принес себя в жертву за людей". В память о распятии и муках Иисуса Христа, во время вечерни, начинающейся "в час смерти Христа", около трех часов дня, из алтаря выносят лежащую обычно на престоле плащаницу (покрывало — "воздух" с изображением снятого с креста Иисуса). Плащаницей покрывается стоящей посреди храма стол, это действие символизирует снятие с креста и положение во гроб Христа Иосифом Аримафейским и Никодимом. Священник кадит плащаницу, читает над ней молитвы, после чего ее украшают цветами и зажигают перед ней свечи, а затем верующие один за другим подходят "прощаться со Спасителем": целуют образ Христа. 

По свидетельству С.В. Максимова, "Бабы уверяют, что "Плащаница" — это Матерь Божья", поэтому ей ставили свечки" (Максимов С.В. 1994. С. 302). Под один из углов плащаницы верующие закладывали ладан, который освящался на следующий день в ходе субботней службы. Употребляли его как оберег от удара молнии и как лекарство при болезнях. В Страстную пятницу запрещено работать, это день великой скорби и очень строгого поста. 

По народным поверьям, с момента положения Спасителя во гроб и до его воскресения черти чувствуют за собой особенную силу, ходят по земле и пугают христиан. Собираются они чаще всего на кладбищах и вокруг церкви. В народе советовали, если в это время ночью встретится бегущая тень или привидится что-нибудь страшное, три раза сказать: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази его", — тогда то, что пугало, пропадет. Знающие люди остерегали нерадивых молящихся дремать во время чтения Евангелия, иначе дьявол унесет в ад. 

В допетровской России в день Великой пятницы в важнейших соборах Москвы и Новгорода совершался чин омовения мощей святых ("омыти мощи" или "крест мочити"). Если на этот день приходилось Благовещение, чин совершали в Страстную среду. Обычай этот, хотя и считался древним, был окончательно укреплен соборным постановлением только при Федоре Алексеевиче в 1681 году. Целью омовения было, с одной стороны, содержание святынь в чистоте и благолепии, а с другой — получение священной воды, которую раздавали и использовали для освящения и исцеления. Проведение чина было приурочено к Страстной пятнице, дню смерти Спасителя, потому что все святые прославлены через спасительную смерть. Чин совершался архиереем, главой епархии — митрополитом или патриархом, в центре собора, где устанавливалось несколько столов, на одном из которых ставилась чаша с водой, окруженная серебряными подсвечниками. Разделив мощи на части, архиерей раздавал их священникам и дьякам, а затем последовательно окунал в воду. После омовения мощи целовали, а освященной благодаря им водой кропили храм и народ.