Вождение колоска

Всесвятская неделя 

Обряд хождения девушек и замужних женщин к озимым полям, "величание" ржи с целью воздействия на урожай. Включал гадание парней, девичьи хороводы, молодежные гулянья. 

__________

Вождение колоска

Вождение колоска ("водить колос", "завивать колос", "гонять колос") — девичий / женский обряд весенне-летнего цикла, в ходе которого совершалось хождение к озимым полям и "величание" ржи. 

Колос водили в Троицу, а также в Вознесенье, Семик, Духов день, Петровское Заговенье (см. Всесвятская неделя). Действие обычно совершалось рано утром, сразу после восхода солнца. 

Участницами обряда были девушки и молодые женщины, главным действующим лицом — выбранная ими красивая девочка 9-12 лет, называемая "колосок"; остальное население деревни выступало в качестве зрителей. Первоначально участвовавшие в вождении колоска девушки и женщины одевали девочку в нарядный сарафан, украшали ее лентами и венком (см. Троицкий венок). Затем они разбивались на пары. Девушки одной пары брали друг друга за руки чуть выше кисти, так что все четыре руки образовывали плотный квадрат. Соединившись, пары становились рядом, плечом к плечу, составляя дорожку из рук между двух рядов девушек, обращенных друг к другу лицом. По крепкому оплоту из рук шла девочка-колосок, опираясь на головы участниц. Пара, которую прошла девочка, покидала свое место и становилась вперед, продолжая дорожку. Таким образом процессия продвигалась по направлению к полю, начавшему в это время колоситься. С начала шествия звучала песня, исполнявшаяся растянутыми голосами: 
                    "Пошел колос на ниву, 
                    На белую пшеницу! 
                    Уродился на лето 
                    Рожь с овсом, со дикушей (гречиха), 
                    Со пшеницей". 
                                (Обрядовая поэзия. 1989. № 386). 

В других местах девочка-колосок шла по березовым поленьям, которые участницы обряда держали в руках; во время шествия здесь пели: 
                    "Ходит колос по яри,
                   По белой белояровой пшенице
                   Где парни шли, тут парина,
                   Где девки шли, тут и рожь густа, 
                   Нажиниста, умолотиста
                   Как у каждого из ста по четыреста, 
                   Как из колосу осьмина 
                    Из зерна-то коврига 
                    Из полузерна пирог 
                    Еще собинничек-полусапожничек". 
                                 (Смирнов М.И. 1927. С. 34). 

У озимого поля процессия останавливалась, пара девушек с девочкой на руках, отделялась от нее и подходила к "оржаному хлебу". Девочка соскакивала с рук, срывала горсть ржи, бежала к церкви и кидала под нее или рядом с ней сорванные колосья. Иногда она раскидывала ржаные стебли по дороге к деревне. Девушки в это время продолжали петь песни: 
                   "Ходит колос по селу, 
                   Ходит от двора к двору, 
                   Со девицею, 
                   Со красавицею!" 
                                  (Коринфский А.А. 1995. С. 213). 

Поленья, используемые в одном из вариантов обряда, бросали в сторону поля. 

По окончании шествия девушки разряжали "колосок", снимая с девочки все ленты и украшения, которые каждая из участниц забирала себе. 

В ряде случаев обряд сопровождался гаданиями парней. Неженатые мужчины подбирали колосья ржи, брошенные "колоском" на дорогу, и судили по ним о своей судьбе. Стебель с выметнувшимся колосом свидетельствовал о том, что его владелец обязательно женится в осенний Мясоед (период от Успенского до Рождественского Поста — 11 сентября — 14 ноября по нов. ст.). 

"Вождение колоска" включало девичьи хороводы, которые начинались после хождения к посевам. Около поля участницы обряда выстраивались в две линии и попеременно наступали друг на друга и отступали. Далее девушки, направляясь в сторону от ржаных полей, водили хоровод, который "перевивался" по подобию игры в "воротца". Его участницы становились парами: первая держала в поднятых руках пояс, остальные пробегали под ним; последняя пара принимала пояс и становилась первой. Действие проходило под песню: "Перевейся яров хмель на нашу сторону". В народе говорили, что молодежь во время этого хоровода "ходит рядом и величает рожь" (Бернштам Т.А. 1988. С. 173). 

Хороводное шествие заканчивалось на месте весенне-летних гуляний молодежи. Здесь был установлен чан с брагой, к которому подходили исполнительницы обряда. Сначала они угощали своих отцов и матерей, а затем к трапезе приступали все присутствовавшие (Громыко М.М. 1985. С. 22). 

Обряд "вождения колоска" был известен только на территории Владимирской губернии. Он совершался с целью магического воздействия на урожай, о чем свидетельствуют песенный репертуар, а также главная роль молодых женщин в обрядовом действии.