Вознесение

Сороковой день после Пасхи (конец мая — начало июня) 

Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета 

__________

Вознесение

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) — двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от Пасхи до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо. 

На сороковой день Спаситель явился ученикам в Иерусалиме и пошел вместе с ними до Вифании, взойдя на гору Елеонскую, он дал им последние наставления: повелел не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (см. Троица), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Затем на прощание, подняв руки и благословив учеников, Христос начал на их глазах отдалятся и возноситься на небо. Они поклонились ему и вернулись радостные в Иерусалим. По мнению отцов церкви, это событие является свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви. 

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". 

Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. Заканчивая пасхальный период, праздник завершал период растворения границ, единения миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками — "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам!". 

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданьё Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям. 

По возращении из церкви крестьяне весь день проводили в праздности. В тех же местах, где Вознесение было престольным праздником, в этот день устраивались ярмарки и гуляния, ходили в гости. Повсеместно существовавший запрет работать в день праздника в некоторых местах Новгородской губ. объясняли так: "Иисус Христос, когда вознесся на небеса, сказал: "Я неделю работал с вами, а вы один день, чтобы не работали!" — поэтому работать грех". 

Праздник, приходившийся на конец мая — начало июня, в средней полосе России совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста, поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить на поля смотреть посевы, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением в форме "лесенок", блинами и т.д. В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как "лесенки" пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса. На востоке Новгородской губ. для этого пекли пироги — "рогушки"/"рогульки", края которых специально защипывали. Крестьяне верили, что по этим "щипочкам" Господь поднимется на небо. С этой же целью пекли блины — "Христу на онучки", символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги. 

Обычно крестьяне шли в поле после церковной службы. В Ярославской губ., прежде чем приступить к трапезе на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все свои полосы с приготовленной заранее дома яичницей; при этом они время от времени останавливались и съедали по куску яичницы. После того, как все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину". Так делали для того, чтобы был хороший урожай, а во время жатвы не болела спина. В Ярославской губ. в поля ходили только молодые члены семей, отправляясь в поле с яичницей, они захватывали с собой березку, которую срубили рано утром и украсили ленточками, ее ставили на своей полосе перед началом трапезы. Также хозяйка снаряжала отправляющихся в поле детей и молодежь вареными крашеными яйцами. Во время угощения яичницей ребята подкидывали яйца вверх, чтобы рожь была высокой. В Угличском р-не Ярославской обл. красное яичко во время трапезы на полосе разбивали, чтобы урожай был хорошим. Затем, во ржи делали яичницу, после того, как ее съедали, ложки подбрасывали как можно выше, а затем прятали и искали их во ржи, после чего участники трапезы катались по ниве. В Калужской губ. девушки, приготовив и съев яичницу, подбрасывали вверх ложки с приговором: "Как высоко ложка летает, так бы высока рожь была". В Московской губ. на нивах ели вареные яйца и ячменные блины; после трапезы маленьких детей тянули за уши вверх и спрашивали: "Видишь Москву?", и приговаривали: "Расти рожь большая, вот этакая". 

В некоторых среднерусских губерниях на Вознесенье "водили колосок" (см. Вождение колоска). 

Одним из способов магического предопределения урожая были молебны, устраиваемые на полях и у источников в Вознесение. В Рязанской губ. после молебна у колодца девушки подбрасывали вверх скатерть, чтобы был хороший урожай льна. А отправляясь с молебном в поле, женщины захватывали с собой пироги "с лесенкой", после моления они угощались ими и пели песни. Этот обычай назывался "на ржи ходить, Христа провожать". Иногда после молебна на ржаном поле женщины катали по ржи дьяконов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые, как они. 

В традиции восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто почитали Вознесение и его канун как праздник умерших — "родителей", с которыми в этот день прощались. Поминальное значение иногда предавалось и выпекаемым в этот день блинам и "лесенкам", с этой целью их раздавали нищим или жертвовали в церковь. В некоторых местах в Вознесеньев день было принято ходить с этим угощением, а также пирогами и яйцами на кладбище. Поминание умерших было тесно связано с земледельческой обрядностью, в которой оно являлось одним из обязательных элементов. 

В Сибири вечером в день праздника все мужское население собиралось на пригорках "провожать Христа на небо" холостой стрельбой из ружей. Считалось, чем громче ружейный "голк", тем "угоднее" стрельба Христу. Поэтому многие от усердия клали увеличенный заряд пороха. Те, кто не принимает участия в стрельбе, находившиеся тут же на пригорке или у себя дома, молились вслух: "О, батюшка, Исус Христос! Помоги Тебе подняться на небо. Батюшко! Недолго пожил на земле с нами, грешными. Помоли за нас, грешных, и прости наши грехи. О, Боже мой!" (Макаренко А.А. 1993. С. 110). 

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится". В этот день заканчивалось пение весеннего песенного репертуара; в русском Полесье проводился обряд родственный проводам весны — "вождение стрелы/сулы". В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их — большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди. В Смоленской губ. канун Вознесения считался особенным временем, когда из под земли выходят просушиться клады. 

Кое-где в этот день проводились отдельные пасхальные и троицкие обряды и обычаи. В средней полосе России в этот день обязательно красили яйца. В Белозерье в поле ходили с вареными яйцами, которыми бились. В Новгородской обл. в Вознесение также играли с яйцами: их катали по лоточку на деньги, копейку клали на лоток, катили яйцо, чтобы ее не перекатить. В некоторых местах с этого времени начинались троицкие обряды. В Ярославской губ. завивали березки и кумились, а на Троицу их развивали и раскумливались (см. Завивание берез, Кумление). Кумление, связанное с обрядом "крещение кукушки", проводилось на Вознесенье в Мещерском у. Калужской губ., в Дмитровском у. Курской губ., а также в некоторых районах Брянской, Тульской и Томской губерний. Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. Пасха) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).