21 ноября / 4 декабря 
Праздник в честь приведения в церковь господню Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме. В народе был связан с началом ("вводом") зимы.

__________

Введение

Введение - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 21 ноября / 4 декабря. Установлен в память "приведения Пресвятой Девы Марии в церковь Господню". 

Ранние сведения о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы относятся к VII - VIII вв. В честь этого события в V или VI в. в Иерусалиме, в ограде мечети Омара был возведен храм, который стоял на месте, где некогда жила Дева Мария. Митрополитом Георгием Никомидийским (IX в.) и архиепископом Василием Кесарийским (XI в.) были написаны стихиры и каноны, исполняемые в данный праздник. 

Праздник Введения предвосхищает событие Рождества Христова; с этого дня в храмах начинают петь: "Христос рождается, славите!". Продолжается праздник Введения пять дней; его отдание совершается 25 ноября / 8 декабря. 

О событии Введения во храм Девы Марии сообщает раннехристианское предание, зафиксированное в апокрифе II в. "Книга о рождестве Марии", позднее названного "Первоевангелие Иакова Младшего" (подробнее см. Рождество Богородицы), а также тексты бесед и проповедей св. отцов Кирилла Алесандрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др. 

Согласно преданию, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы, будучи до старости бездетными и узнав о дарованном им ребенке, дали обет посвятить его Богу. Посвящение Богу заключалось в исполнении определенного обряда, состоявшего во введении посвящаемого в Иерусалимский храм. Введение Пресвятой Марии во храм произошло, когда ей исполнилось три года. Пресвятая Мария и ее родители подошли к храму, к ним навстречу вышел сам первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, который и ввел Марию во храм. 

День Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается пением величания: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое". 

Говорится об этом празднике и в песенных сказаниях, сложенных в народе: 
                    " Ты во церковь приведеся, 
                   Архиереом воздадеся и от ангел предпочтеся. 
                   Приведутся девы, ближняя Ея, 
                   Во след Ея во Святыя Святых! 
                   Захария сликовствует, пророчески извествует, 
                   веселяся торжествует. Руце старец простирает. 
                   Царицею называет, сладкимя гласы воспевает. 
                   Днесь подъемлет старец Деву, 
                   да возведет Евву, да разрушит клятву древню. 
                   Евва, ныне веселися: се Девая днесь явися, 
                   на престоле спосадися. 
                   Дух святый осеняет, а Девая принимает, 
                   трилетна всем ся являет. 
                   Прилетают херувими, окружают серафими, 
                    поют гласы трисвятыми. 
                   Ангел пищу принашает, а Девая принимает, 
                   Кверху руце простирает…" 
                                        (Коринфский А.А. 1995. С. 445). 

В народной интерпретации праздник Введения утратил связь с Богородицей, и стал соотносится с началом ("вводом") зимнего периода. В народе говорили: "Введенье пришло - зиму привело"; "На Введенье - толстое леденье" (рязан., тамбовск.); "Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили"; "Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов". 

Если случались введенские оттепели, тогда отмечали, что "Введенские морозы зимы не ставят" (московск.); "Введенье ломает леденье" (тульск.); "До Введенья если снег выпадет, то растает"; "В Введенье мороз - все праздники морозны, тепло - все праздники теплы". 

Но чаще зима наступала и устанавливался санный путь, поэтому на Введенье начинались зимние гуляния - совершались катанья на санях. Ребята, катаясь с горок на санках, в этот день пели: 
                    "Введенье пришло, 
                   Зиму в хату завело, 
                   В сани коней запрягло, 
                   В путь-дорожку вывело, 
                   Лед на речке вымело, 
                   С берегом связало, 
                   К земле приковало, 
                   Снег заледенило, 
                   Малых ребят, 
                   Красных девчат 
                   На салазки усадило, 
                   На ледянке с горы покатило…" 
                                        (симбирск.; Коринфский А.А. 1995. С. 447). 

Первые санные выезды взрослых сопровождались особой торжественностью. К их началу приурочивался обряд "казать молодую". Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы "смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой", т.е. на выезд молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое "столованье" - угощение пришедших гостей, которое прерывалось "на полустоле", чтобы завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Таким образом они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания. Свекор со свекровью, провожая невестку с молодым мужем на гулянье, просили "остальных поезжан-провожатых уберечь ее от беды встречной и поперечной", "от глаза лихого": 
                    "Ой, вы, гости, гости званые, 
                   Званые - прошоные! 
                   Ой, вы, братья-сватья, 
                   Ой, вы милые! 
                   Выводите вы нашу невестушку, 
                   На то ли на крыльцо тесовое, 
                   Вывозите нашу свет княгинюшку 
                   Белою лебедушкой… 
                   Берегите - стерегите ее: 
                   Не упало бы из крылышек 
                   Ни одного перышка, 
                   Не сглазил бы ее, лебедушку, 
                   Названную нашу доченьку, 
                   Ни лихой удалец, 
                    Ни прохожий молодец, 
                   Ни старая старуха - баба злющая". 
                                        (Коринфский А.А. 1995. С. 448). 

Для подобного выезда подбирались легкие сани, украшенные резьбой и росписью (их называли "княжеские" или "с выводами"). Если молодые были из богатой семьи, то они сидели на медвежьей шубе, одетые в самую нарядную одежду. За санями молодых ехали гости в празднично украшенных санях, составляющих "санный поезд". Молодожены кланялись по сторонам, "показывая себя". При этом пелись песни, пился мед и выкрикивались здравицы в честь молодых. Возвратившихся с гулянья встречали свекор со свекровью, принимали невестку из рук молодого и кланялись поезжанам за то, что уберегли ее "ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти". Заходили молодые в дом также наступая на шубу, положенную на пороге дома, где продолжалось праздничное угощение. 

Этот обряд показывает, что праздник Введения недаром оказывался среди дней, особенно почитаемых женщинами, вместе с днем Покрова Богородицы; Параскевы (14/27 октября; 28 октября/10 ноября); Екатерины, Варвары (4/17 декабря) и др., поэтому о Введении говорят: "Введение - праздник баб". 

К празднику Введения приурочивались первые зимние ярмарки и торги. На Введенской ярмарке, проводившейся на Лубянской площади в Москве, традиционно устраивалась продажа саней: одиночных, парных, троечных; будничных и расписных праздничных, украшенных искусной резьбой. Иногда торговцы-санники сопровождали продажу саней словами: 

                    "Вот санки - самокаты, 
                    Разукрашены - богаты, 
                    Разукрашены - раззолочены, 
                    Сафьяном оторочены! 
                    Введеньев торг у двора, 
                    Санкам ехать пора!" 
                                        (Коринфский А.А. 1995. С. 447). 

Введенскую ярмарку на Поморском берегу называли "рыбной", в связи с тем, что на ней продавалось большое количество промысловой рыбы: сельди, наваги, камбалы и др. 

На следующий день после Введения Богородицы во храм отмечали день великомученика Прокопа, поэтому в народе говорили: "Введенье идет - за собой Прокопа ведет".