08.01.2024
СВЯТКИ
08.01.2024-18.01.2024
Яркий подлинно народный праздник крестьянского календаря, связанный с наступлением нового года. Святочные обряды имели выраженную архаичную основу, на которую в более позднее время оказало заметное влияние христианство. Именно на святочный период приходились такие большие православные праздники, как Рождество Христово и Крещение Господне.
Яркий подлинно народный праздник крестьянского календаря, связанный с наступлением нового года. Святочные обряды имели выраженную архаичную основу, на которую в более позднее время оказало заметное влияние христианство. Именно на святочный период приходились такие большие православные праздники, как Рождество Христово и Крещение Господне.
В ХIХ веке святочные недели были насыщены обрядами и ритуалами, в которых принимала участие вся деревня, но в народе Святки считались молодёжным праздником. Устраивались посиделки с различными развлечениями, во время которых нарядные девушки и парни, нередко из разных деревень, присматривались друг к другу, общались, «женихались», часто именно там создавались будущие семейные пары. На посиделках пели, плясали, водили хороводы, загадывали загадки, парни угощали девушек сладостями и орехами, а девушки заранее готовили угощение с чаем и пирогами. Дети и взрослые, если допускались на посиделки, выступали только в роли наблюдателей.
На Святках вечерами непременно устраивали игры ряженых, которые являлись на молодёжные посиделки или ходили по домам с шумом, пением, плясками, жестикуляцией часто ритуально-эротического характера, получая от хозяев угощение или деньги. В пёстрых нарядах и масках («личинах»), вывороченных тулупах, ряженые старались быть неузнаваемыми и устрашающими. Рядились бабой-ягой, покойником («умруном»), кикиморой, разными домашними животными, медведем, любили наряжаться цыганами, священниками, солдатами.
На Святках были допустимы нормы поведения, невозможные в обычные дни. Например, по ночам ряженые творили всяческие бесчинства: заливали водой, заваливали снегом или разным хламом окна и двери в избах, стучали по углам дома или скребли по стеклу, пугая хозяев, могли затащить на крышу борону или сани. В обычае было и святочное воровство: мужская молодёжь утаскивала из домов и дворов хозяйственные предметы, птицу и вообще всё, что плохо лежит. Хозяева ворчали, но не слишком сердились, а доходы от украденного шли на приобретение еды для праздничных вечёрок.
На Святках, особенно в канун Васильева дня, девушки гадали о своей судьбе, о времени и месте замужества, имени суженого, о том, кто будет главенствовать в семье и даже о нраве будущей свекрови. Способов гадания существовало множество: на растопленном воске или олове, вытаскиванием жребия, подслушиванием шагов и голосов под окнами, по счёту рассыпанных зёрен, с помощью поиска спрятанного в снегу предмета и многие другие. Часто девичьи гадания проходили с участием старших опытных женщин, которые помогали разгадать ворожбу. И сегодня предновогодние гадания остаются одним из развлечений молодёжи.
По народному поверью, во второй половине святочного периода (в «страшные вечера») случался разгул нечистой силы, когда бесчинствовали и вредили людям и домашним животным всякие мелкие бесы, колдуны, ведьмы, оборотни, кикиморы и прочие существа. Чтобы не прогневить потусторонние силы, соблюдались святочные запреты. У восточных славян на Святках запрещалось прясть, ткать, плести лапти, вить верёвки; нельзя было сбивать масло и молоть муку на ручных жерновах. Верили, что нарушение запретов скажется на будущем урожае, здоровье людей и животных, даже на судьбе будущих поколений. Чтобы охранить себя и своё хозяйство, крестьяне совершали очистительные обряды, но считалось, что полное очищение от нечистой силы совершается в день великого водосвятия в Крещение Господне.