0406/20

СЕМИК (ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ)

Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества.

Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества.

Древний и повсеместно распространённый в России народный праздник весенне-летнего календарного периода. Отмечался на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. В народном сознании Семик символизировал пограничное состояние природы, когда  заканчивалась весна и наступало лето, означал период расцвета природных сил и зеленения растительности. С принятием христианства  этот праздник  стал восприниматься в едином  цикле  с одним из важнейших церковных дней – Троицей. При этом  в народе стойко  сохранялась древняя языческая обрядность,  призванная стимулировать рост посевов, прежде всего, ржи и ячменя.

Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, с представлением о символической связи женщин с землёй, находившейся в состоянии плодоношения, поэтому Семик воспринимался как праздник девушек и молодых женщин.

В России существовал обычай «кумления» (иначе – «посестринства»), когда между  женщинами устанавливалось особое духовное родство с клятвенными обещаниями дружбы и взаимопомощи, обменом поцелуями и личными вещами, а по окончании праздничного периода (Семика, Троицы, Духова дня) участницы  «раскумлялись».

В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем  девушки брались попарно за  руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением  заклинательных песен шла в поле, где девочка  срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.

В этот день девушки водили хороводы с песнями, плясками и играми. Обычно разыгрывали события, о которых пели в песнях: о крестьянском труде, о любви парня и девушки, выборе суженого, о семейной жизни. Нередко  в хороводах принимали участие и неженатые парни, хотя, по традиции, в этот день пока девушки и «молодки» гуляли и трапезничали, мужчины были заняты повседневной работой.

 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.