Взятие снежного городка

Масленичная неделя 

Традиционная спортивная игра во время празднования Масленицы. 

__________

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка - военно-спортивная игра, получившая распространение во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а так же в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях. Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала ХVIII в. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах- льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах. В этом процессе принимали непосредственное участие, как простые жители, преимущественно молодые мужчины и парни, так и городские власти. Конструкция городков имела два варианта. Их делали из снега или из дерева . 

Снежные городки были известны по постройкам в Барнаульском и Томском округах. Их сооружали в основном в старожильческих селах. 

Этот тип строения считался в крестьянской среде более правильным и традиционным. Снежные крепости имели в плане овальную форму. Складывали их из больших ледяных или снежных глыб. Законченную конструкцию превращали в единый монолит, обливая ее водой до смерзания. Поверх ледяных стен наращивали крышу. С одной стороны в стене крепости вырезали два столба и укладывали на них ледяную дугообразную арку. На высокие ворота, в которые мог проехать верховой всадник, устанавливали ледяные пешие или конные фигуры людей, часто одетых в стилизованных костюмах эпохи правления Екатерины II, объемные изображения зверей и птиц. Ворота и арку с лицевой стороны украшали резьбой по снегу или льду, которую выкладывали для выразительности кусочками древесного угля. Иногда на ворота примораживали тушки мертвых кошек, собак, куриц и других птиц и пр. В центре крепости, сразу за воротами, вырубали большую открытую полынью. 

Другой тип крепостей - деревянные городки строили в основном в селах верховья Оки и исполняли их с учетом всех правил фортификации. Первоначально закладывали их основание состоящее из массивных колонн, соединенных арками. Оно имело четырехугольную форму и выполнялось из утрамбованного и покрытого толстой ледяной коркой, после многократного поливания на морозе водой, снега. Поверх арок настилали широкий помост из деревянных плах, а в углах крепости вкапывали высокие, обернутые соломой деревянные столбы. Валы укрепления украшали ледяными скульптурами. После взятия и разрушения городка солому поджигали, превращая столбы в огромные факелы.. 

Игра, получившая название ,,взятие снежного городка", происходила в последний день праздника - Прощеное воскресенье и начиналась перед заходом солнца. В село или город, где был сооружен городок, с самого утра собирались разодетые в свои лучшие одежды жители всех близлежащих окрестностей на праздничных выездах. Участники игры разбивались на две группы. Защищали крепость пешие парни и молодые мужчины. Они размещались внутри сооружения и держали в руках ружья с холостыми патронами, метлы, колья, еловые ветки и другое подходящие для отражения ударов штурмующих оружие. Другая группа нападающих, предводительствуемая ,,генералом", состояла из конных всадников и пехотинцев. В назначенное время в лодке или челноке, запряженных парой или тройкой лошадей, появлялся руководитель праздника -,, царь", одетый в корону из цветной или золоченой бумаги или колпак и рваную одежду. Лицо его должно было быть обязательно вымазано сажей до неузнаваемости. Царя сопровождала свита придворных, стрельцы, гребцы и пр. Все они сидели в своих санях на стульях за столом с водкой. Ожидающая толпа собравшихся возле ледяных стен зрителей встречала прибывших громкими подбадривающими криками. Царь дожидался пока они стихали и произносил ,,приветственную торжественную речь", сопровождая ее разного рода фривольными шутками и кривлянием. Участники сопровождавшей его процессии при этом активно поддерживали своего ,,владыку", совершая телодвижения, имитирующие поведение человека при мытье в бане. После окончания приветствия раздавался сигнал трубы одного из генералов свиты, призывавший к штурму. Нападающая группа устремлялась к городку. Конные всадники скакали аллюром с деревянными кольями на перевес, стараясь запугать обороняющихся громкими криками и топотом лошадиных копыт. Пехота в это же время пыталась взобраться по обледенелым стенам на верх при помощи крючьев, веревок и собственной ловкости. Защитники городка оказывали нападающим яростное сопротивление: отбивались палками, нагайками, палили из холостых стволов, хлестали штурмующих стены колючими ветками, сбрасывали на их головы глыбы снега и льда, лили ледяную воду. Главной задачей штурмующих было надломить крепостные ворота. После многочисленных неудачных попыток это им наконец удавалось и самый ловкий из наступающих врывался внутрь городка. Здесь его уже ждала засада противника. которая Смельчака с радостными воплями окунали в ледяную полынью, не давая ему некоторое время из нее выбраться. После этого победителя валяли в снегу, натирали ему снегом лицо, засовывали снег за ворот и за пазуху рубашки. В это время остальные нападающие и все зрители набрасывались на укрепление и разрушали его окончательно. После того, как от крепости оставались одни обломки льда и замерзшего снега игра считалась законченной. Через некоторое время, немного остыв от сражения, победители и побежденные отправлялись вместе в деревню, где и завершали праздник совместным возлиянием и весельем. При этом выпивка и закуска покупалась ими в складчину. 

На территории остальных губерний России под ,,взятием городка" подразумевалась совершенно иная спортивная забава. 

Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для подобных развлечений служили площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали довольно тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, нисколько не умеряло пыла желающих соревноваться в силе и ловкости парней и мужиков. Привлекательные для крестьян призы - отрезы материи на порты или рубаху, сапоги, бутылку с вином и пр. укрепляли на вершине такого сооружения. С конца ХVIII в., для усложнения подъема и большего интереса зрителей, столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало определенных навыков, выносливости, терпения и везения и удавалось далеко не каждому. Правила соревнования были довольно жесткими и никакие уловки не допускались. Победителя, которому все-таки удавалось благополучно преодолеть все препятствия и получить приз, так же как при взятии городка купали в снегу и натирали им. 

Народное традиционное развлечение, названное ,,взятие снежного городка" появилось в виде ритуального действия в масленичной обрядности (Масленица) сравнительно поздно и вероятно, не имело под собой видимой архаической основы. Однако, несмотря на это, отголоски традиционных очистительных обрядов, связывавшие Масленицу с крещенскими купаниями (см. крещенское водосвятие) в проруби, все же нашли свое отражение в действиях, производимых с победителем. На это же указывало так же и поведение частников масленичного поезда, прибывавшего к городку перед штурмом.