Загадывание загадок

24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января 

Широко бытовавшее в русской деревне занятие и развлечение в период Святок.

__________ 

Загадывание загадок

Загадывание загадок в Святки - широко бытовавшее в крестьянской среде занятие в святочный период. Загадывание загадок могло происходить вечерами в кругу домочадцев или на святочном игрище в каком-нибудь уголке избы, где собирались детишки, подростки и старшее поколение общины, не участвующие в молодежных играх и плясках. В конце ХIХ - начале ХХ вв. это занятие воспринималось как одно из развлечений праздничного времени. Тем не менее, истоки формирования самого жанра загадки восходят к глубокой древности, а приуроченность загадывания загадок к определенным временным моментам в рамках суток и годового цикла свидетельствует о ритуальном характере этого занятия. 

Практика загадывания загадок в Святки связана, по всей видимости, с идеей формирования миропорядка, характеризующей, по народным представлениям, святочный период (см. Святки). Построенные на приемах иносказания, сравнения, метафоры, аллегории, загадки содержат закодированную информацию о явлениях природы, свойствах и качествах предметов. Примером, отражающим с данной точки зрения специфику этого жанра, может служить текст вечерочной песни, имеющий вопросно-ответную форму и являющийся по сути цепью загадок: 
                    "Загонуть ли, загонуть ли семь-ту загадок? 
                    Отгонуть ли, отгонуть ли семь-ту загадок? 
                    Что-то гриёт, что-то гриёт во всю землю? 
                    Сонце гриёт, сонце гриёт во всю землю. 
                    Что-то свитит, что-то свитит во всю ночкю? 
                    Мисяц свитит, мисяц свитит во всю ночкю. 
                    Что-то бежит, что-то бежит и без ножье? 
                    Вода бежит, вода бежит и без ножье. 
                    Что-то литит, что-то литит и без крылья? 
                    Снег-от литит, снег-от литит и без крылья. 
                    Что-то ростёт, что-то ростёт без коренья? 
                    Камень ростёт, камень ростёт без коренья. 
                    Что-то вьётцё, что-то вьётцё выше древа? 
                    Хмель-от вьётцё, хмель-от вьётцё выше древа. 
                    Что-то цветёт, что-то цветёт без нацвету? 
                    Девка цветёт, девка цветёт без нацвету. 
                    Загонули, загонули семь-ту загадок. 
                    Отгонули, отгонули семь-ту мудрёных". 
                                       (Народные песни Вологодской области, 1981, с.109). 

Отгадки на подобного типа вопросы предполагают знание устройства мира и признаков тех или иных природных явлений, сведения о которых закреплены в традиции и передаются из поколения в поколение. 

О магическом значении загадок свидетельствует система запретов на их загадывание. Так, у многих народов и, в частности, у восточных славян, существовали запреты на загадывание загадок днем, то есть при дневном свете, летом и в рождественский пост, предшествующий Святкам. В некоторых местах на Украине этот запрет, приуроченный к посту, связывался с опасностью для молодняка скота, так как в этот период у домашних животных начинался окот; русские Пермской губ. считали, что при нарушении данного запрета коровы не будут возвращаться с поля домой, волк может их задрать, а сам человек заблудится в лесу. Неблагоприятные последствия нарушения запрета возникают как реакция на несвоевременность произнесения текстов, отражающих в том или ином ракурсе вопросы мироустройства; слово, подобно действию, совершенному в неурочное время вносит дисбаланс в установленном уже на данный годовой цикл миропорядке (о запрете на ряд действий и занятий в Святки - см. Святочные запреты). И если загадывание загадок преждевременно в летнее время или в рождественский пост, то в период Святок проговаривание текстов-загадок, огласовка содержащихся в них основ миропорядка продуцирует их реализацию в подходящий, по традиционным представлениям, для этого момент. 

Помимо того, что загадывание загадок способствовало "рождению" мира, оно являлось диалогом между старшими и младшими членами социума, в процессе которого совершалась передача знания от знающих к познающим (неслучайно загадки, как в приведенной выше песне, назывались "мудреными": в мифопоэтических текстах слово "мудрость" имеет то же значение, что и слово "знание"), что обеспечивало поддержание традиционных представлений в данной области. Загадывание загадок в святочное время могло иметь место не только в чистом виде, но и включаться в вечерочные песни, в структуру гаданий. В последнем случае знание ответов, основанных на закрепленных традицией принципов соотнесения явлений из разных сфер жизни, зачастую оказывалось жизненно важным для гадающего при его встрече с "иным" миром (см., например, гадание со свиной тушей в ст. Кесаретский поросенок). Нередко загадки являются и структурообразующим элементом сказок, рассказывание которых у многих народов, как и загадывание загадок, приурочивалось к святочному периоду (см. Рассказывание сказок в Святки).