Земледелие и виноградарство у народов Кавказа

Хозяйственно-культурная специфика Кавказа выражается в том, что с течением веков там сложились специфические местные формы хозяйства и были задействованы ареалы природопользования, объединяющие территории проживания различных народов

Земледелие у народов Кавказа

Около 8-10 тысячелетий тому назад Кавказ был частью зоны становления земледелия и скотоводства. В горах Малого Кавказа были одомашнены и яровизированы местные сорта пшеницы, также были не только созданы местные породы скота, но изменен весь ритм жизни животных, когда время рождения ягнят было переведено на весеннее время вместо естественного осеннего времени.

Ведущее место в хозяйстве занимало земледелие.

Даже у принципиальных овцеводов карачаевцев существовала поговорка "владелец стада поклонится земледельцу", но в высокогорье обеих горных систем Кавказа и в степных районах Северного Кавказа и Азербайджана лидировало скотоводство. Вспашка и обмолот были мужским делом, женщины обрабатывали землю мотыгами, пропалывали растения, убирали урожай. Традиция участия в жатве мужчин, например в Восточной Грузии, была заложена в прошлом крестьянами из феодально-зависимых сословий. В равнинных землях применялся тяжелый плуг, которому требовалось не менее 4-6 пар волов, в горах землю вспахивали легким плугом, чуть прочерчивающим борозду, в высокогорье и в лесистых причерноморских горах практиковалась ручная обработка земли. Обычным в горах было превращение склона в несколько террас, где выращивалось зерно.

При разнообразии сортов зерновых и местных приемов агротехники можно говорить о крупных ареалах выращивания растений и влиянии на хозяйство вертикальной зональности. Ведущим злаком высокогорья был холодостойкий и нетребовательный к наличию влаги ячмень. Широкое распространение от среднегорья до равнин имела пшеница мягких и твердых сортов. В местах, постоянно подвергавшихся военным действиям, в частности в долинах Восточной Грузии, были выведены такие сорта пшеницы, которые не осыпались до начала зимы, чтобы крестьяне могли скрываться в убежищах в осеннее время. С широким ареалом выращивания пшеницы было связано распространение молотильной доски. В ее нижнюю поверхность были вставлены острые камни, которыми выбивались зерна, а также измельчалась солома; доску тянули быки. Подобная доска была известна по всей территории Римской империи под названием трибулум. В некоторых районах Кавказа она используется и поныне. Граница распространения трибулума на Кавказе проходит от Северного Дагестана до Черного моря почти по границе Восточной и Западной Грузии. К северо-западу от нее пшеницу обмолачивали копытами быков.

Адыгские народы и абхазы предпочитали культивировать просо. 

Просо-гоми было популярно в Западной Грузии. В районах с влажным климатом у берега Каспийского моря, особенно в Талыше, выращивали рис. С XVII в. началось победное шествие кукурузы, принятой преимущественно в приморских и предгорных районах.

Выращивали фасоль, горох, ряд овощных культур, издавна культивировались лук, чеснок, пряновкусовые растения. В пищу употреблялось множество дикорастущих трав. Широкое распространение имело садоводство, в Закавказье оно было связано с выращиванием субтропических фруктов. Феноменом Дагестана было наличие садов в глубоких горных долинах, а горные адыги прививали культурные растения к диким деревьям в лесу.

Древние традиции виноградарства и виноделия

Не позднее VI тыс. до н. э. Южный Кавказ стал одним из очагов происхождения виноградарства. Виноград преимущественно шел на вино — лишь в Армении и Азербайджане практиковалось приготовление кишмиша. В Причерноморье лоза пускалась вверх по стволу дерева, даже лесного; в Восточной Грузии и Армении виноградные кусты высаживались низкими шпалерами. Гроздья давили преимущественно ногами, сусло забраживалось чаще с мезгой. Подобные способы, а также обилие микроландшафтных зон позволяли получать качественные и очень разнообразные сорта вин. В Грузии лучше получались сухие вина, а в Армении десертные. Высокосахаристые ягоды позволили дойти до создания известных армянских и грузинских коньяков. Вино, первоначально бывшее средством эйфорического общения с миром богов, превратилось в компонент рыцарских пиров, а впоследствии стало необходимым атрибутом разного рода праздников и мужских пиров. Развившаяся практика широкого многодневного застолья особо отличала грузинскую культуру. Пир мог проходить в городском дворике, на берегу реки, в крестьянском доме у винохранилища марани, где мужчины принимали гостей.