Жаворонки

9/22 марта, 17/30 марта, 25 марта 

Печенье из ржаного теста в форме птичек атрибут обряда закликания весны с целью ее приближения. 

__________

Жаворонки

Жаворонки ("жаворёнки", "жуварёнки", "жаворяточки", "кулики", "птюшки", "птушки", "чувильки", "чибрики", "сороки", "сорки", "сорокашки") — обрядовое печенье из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек, изготавливаемое чаще на "Сороки", иногда в Средокрестие, а на Русском Севере в день Алексея Теплого (17/30 марта) или на Благовещение, атрибут обряда "закликания весны" (см. Кликание весны). 

"Жаворонков" пекли повсюду по одному на каждого члена семьи или по два каждому ребенку, но их форма и размеры были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. Так, в д. Большие Козлы Лихвинского у. Калужской губ. для того, чтобы сделать "птичке" тельце, хозяйка раскатывала тесто в жгут и связывала его узлом, а в соседней деревне Большие Сушки, было принято раскатывать небольшие круглые лепешки, края которых загибали к середине, представляя "крылья" "жаворонка", такое печение пекли в печи на кирпичах, на поду. 

В некоторых местах в тесто обязательно вливали конопляное масло: "Надушат жаворонка маслицем, румяный этот гостинец" (Шереметева М.Е. 1930. с. 39). Специально и старательно выделывали головку, намечали глаза дырочками или вставляли угольки, горох, кукурузу, гречишные зерна, конопляное семя, ягоды можжевельника, изюм. В некоторых деревнях было принято украшать головку птички хохолком — "стычком", "кичечкой" — из теста, кое-где с этой целью втыкали перышко или "светочек" — цветочек из цветной бумаги. В деревнях Курской губ. "гребень" на голове "кулика" защипывали посередине, справа налево. В некоторых местах Воронежской губ. "жаворонков" пекли с большой головой и длинным острым клювом, а кое-где и с двумя головами. Тельце птички иногда украшали закатывая в тесто конопляное семя, покрывали его распущенным сахаром или расписывали узором из дырочек — "норочек", которые наносили гребенкой для расчесывания пряжи, а также кружками, сделанными ключом, дудочкой или наперстком. Иногда шею кулика украшали ожерельем из прорезной бумаги. В некоторых местах южнорусских губерний — Калужской, Курской — на спину большого "жаворонка" или "кулика" сажали одного или несколько "детенышей" — птичек поменьше. В Вятской губ. 40 маленьких "жаворонков" сажали на хвост большой птице. 

Чаще всего птичек из теста называли "жаворонки", в южнорусских губерниях употребляли также название "кулики", а иногда "чувильки" (от подражания птичьему напеву — "чувиль-виль-виль" (калужск.)). В некоторых местах "птичек", испекаемых на 9 марта, связывали с другими видами птиц. В Каргопольском у. Архангельской губ. их называли "тетерки", в Орловской губ. — "ластовки" — ласточки или "снегирьки", а в Нижегородской губ. — "воробушки"; при этом, на территории указанных губерний широко бытовало также название "жаворонок". 

Игры детей, развлечения молодежи и женщин с "птичками" в Верхнем и Среднем Поволжье и в южнорусских губерниях обычно сопровождались пением или выкрикиванием "закличек", в которых исполнители не только призывали весну, но и выражали свои надежды на новый обильный урожай, а также напоминали жителям деревни о том, что надо готовиться к пахоте и севу. Само действие при этом называлось "кликать/закликать/выкликать весну", "птичек кликать", "чурюкать", "чувикать". 

Дети с нетерпением ждали, когда испекутся "жаворонки", а получив от матери "птичку", которую они считали очень красивой, бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их в руках, надев на палочки; они пели песенки-заклинания, обычно несколько разных песенок подряд с небольшими паузами. Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, поветях, на крышах сараев и овинов, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья. В некоторых местах "птушек" рассаживали в сараях на поперечные балки — "переводы", а потом сбивали их шапками, чтобы они "слетали". Стремление поднять жаворонка как можно выше имело магическое значение, оно должно было способствовать будущему урожаю, усилить рост и вегетацию злаков, конопли и льна. 

Чаще всего мальчики и девочки закликали птиц вместе, но кое-где на восходе солнца девочки совершали обряд отдельно от мальчиков. Обычно около 10 — 11 часов утра дети гурьбой шли на огороды, к гумнам, овинам, ригам, сараям, забирались на пригорки, спускались к речкам и ручьям, выходили в поле или лес. 

В ряде деревень Калужской губ. "кликание весны" происходило так. Утром в Сороки дети с "жаворонками" в руках большой толпой выходили за деревню, направляясь в ближайший лес. Остановившись в лощине, где протекал ручей, они сажали на куст "птичек" и медленно, речитативом кликали: 
                    "Сороки святые, 
                    Жаворонки сляпые, 
                    На Сороки печены, 
                    Соломой астрочены". 
                                 (Шереметева М.Е. 1930. С. 41) 

В одной из соседних деревень мальчики и девочки с одного конца деревни "артелью" направлялись к околице, где располагался фруктовый сад одного из хозяев. В саду они усаживали принесенных с собой "чувилек" на плетень и начинали нараспев кликать, повторяя каждую формулу по несколько раз: 
                   "Жаворонки, жаворонки,
                   Дайте нам лето,
                   А мы вам зиму.
                   У нас корма нету!
                    Жаворонки, 
                    Прилетайте к нам, 
                    Тут кисели талкут, 
                    Тут блины пекут. 
                   Жаворонки, жаворонки,
                   Катитеся колесом,
                   Ваши дети за лесом,
                   Связаны поясом.
                    Чу — виль — виль, 
                    Весна пришла 
                    На калясочках, 
                    Зима ушла на саночках. 
                   Мужики, мужики 
                   Точите сошнички, 
                   Скоро пашеньку пахать!" 
                               (Шереметева М.Е. 1930. С. 40 — 41) 

В некоторых деревнях Курской губ. дети-школьники отказывались приходить в школу в Сороки, так как считали, что им нельзя учиться, потому что они должны закликать куликов. Те, которые все же приходили в школу на большой перемене обязательно выносили из класса несколько парт, ставили их в ряд под окнами школы и, посадив на них куликов, принесенных из дома вместо завтрака, начинали сначала закликать их, а потом весну: 
                   "Кулик — самарот
                   Палетел на гарод (огород), 
                   Сламил палку,
                   Убил галку.
                   Галка плачет,
                   Кулик скачет.
                    Весна — красна! 
                    На чем пришла? 
                    На сошечки, 
                    На бороночки! 
                    На овсяном снопочку, 
                    На ржаном колосочку!" 
                                 (Резанова Е.И. 1911. С. 184). 

Прокричав песенки несколько раз дети разламывали "куликов" пополам, съедали и шли на занятия. 

Обычно, набегавшись и наигравшись за день, деревенские ребятишки съедали только половину своего "жаворонка". Иногда считалось обязательным начинать есть с головы, "с носа", чтобы не ссориться. В том случае, если сначала съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был" (орловск.). В Калужской губ., подобно другим местам, головку "жаворонка" закидывали на крышу, бросали в поле, желая обеспечить богатый урожай или кидали в реку, "чтобы никто в деревне не помер". С остатками туловища часто продолжали кликать весну на следующий день, вечером которого "кулика" доедали. Тех "жаворонков", которые казались детям особенно красивыми, хранили чуть дольше. 

Очень часто одного или двух жаворонков оставляли на месте кликания — на дереве, на соломе или на балке в сарае. В этом, как и в манипуляциях с головой "птички", можно усмотреть отголоски жертвы птицам или весне. 

В некоторых местах еще в первые десятилетия 20 в. сходные обряды исполнялись взрослыми. В Орловской губ. женщины и девушки выходили с "жаворонками" на улицу и закликали весну: "Весна-красна, приходи скорее". После этого птичек сажали на возвышенное место, и девушки пели: "Кулик-жаворонок прилетел на одонок". Крестьянки Пензенской губ., держа в руке "жаворонка", кричали с повета: "Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!". В Одоевском у. Тульской губ. 9 марта взрослые вместе с детьми шли с тремя только что испеченными "жаворонками" в сарай, где старались их подкинуть как можно выше с особым приговором, после чего одну птичку клали на потолочную балку, другую оставляли на соломе, а третью съедали. 

В Воронежской губ. одну птичку ("сорока") обязательно клали на божницу, а остальных ребятишки развешивали по деревьям, раскладывали на крыши сараев. "Сорока", оставленного на божнице, использовали как магическое средство: когда сажали картошку, жаворонка закладывали в лунку, приговаривая: "Чтоб картошки круглые были". В Вятской губ. "жаворонков" клали в семена, а когда сеяли, ими "посевали", т.е. вместе с семенами бросали в землю. 

В народе считали, что в день Сороков при помощи "жаворонков" можно узнать будущее и свою судьбу. Поэтому в некоторых местах, где птичек пекли по числу членов семьи, в них запекали различные предметы: уголь или щепку, деньги, кольцо, хмель, жито и т.д., по которым гадали. Если в разломленном на две половины "жаворонке" попадалось зернышко ("жито"), то говорили, это "к хорошему житию", если деньги — к богатству, кольцо — к женитьбе, хмель — к веселью, а уголек или щепка — к смерти. В Вятской губ. девушки закидывали "жаворонков" на крыши домов и сараев, раскладывали на столбах оград и поджидали, пока "птичку" не схватит ворона; по тому, в какую сторону она полетит, судили, куда девушка выйдет замуж. 

См. также Сороки.