Женский праздничный головной платок, шитый золотой "битью". Русские. Нижегородская губерния. Начало XIX века

Женский праздничный головной платок, шитый золотой "битью". Русские. Нижегородская губерния. Начало XIX века

Особое место в искусстве России занимает шитье, имеющее многовековые традиции, восходящие в своих истоках не только к народному творчеству, но и к высоким образцам Византии и Западной Европы. 

Искусство русских мастериц ярко проявилось в золотном и жемчужном шитье. Золотное шитье было распространено по всей территории страны. До к. XVIII века золотой и серебряной нитью вышивали в основном монастырские мастерицы, которые особенно славились роскошными головными платками. Позднее большую часть предметов одежды и головные уборы крестьянки вышивали сами. Использовались нити из драгоценных и цветных металлов - кованая "бить" или скрученная трубочкой "канитель". Для получения выпуклого узора, получаемого швом "в прикреп", под нити подкладывали кусочки бересты или картона, что создавало дополнительную игру светотени. 

Богатые платки из дорогих тканей с золотным шитьем накидывали на плечи или носили поверх головного убора, скрепляя под подбородком. Такие платки нередко занимали у родственников или соседей для невесты на свадьбу. Наиболее известными в России золотошвейными центрами были города Торжок, Каргополь и Сольвычегодск.