23.04.2024
ДЕНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН
23 апреля католические и протестантские народы Северо-Запада России и Прибалтики отмечают день Святого Георгия – великомученика, одного из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире.
23 апреля католические и протестантские народы Северо-Запада России и Прибалтики отмечают день Святого Георгия – великомученика, одного из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире. Согласно каноническому житию, Святой Георгий родился в III в. в Каппадокии в семье знатных родителей, которые тайно исповедовали христианство. Юноша отличался красотой, мужеством и умом, он стал военным трибуном и любимцем императора Диоклетиана (Дациана, Дадьяна). Однако в 303 г. во время Великого гонения на христиан Георгий открыто признал себя христианином. Консул Магнеций и сам император пытались убедить юношу одуматься, но он остался крепок в своей вере, за что и принял мученическую смерть. Одно из самых известных чудес Святого Георгия – спасение дочери царя-язычника, которую по жребию отдали в жертву страшному змею (дракону), живущему в озере. Эта история легла в основу традиция изображения Святого Георгия в образе воина, сидящего верхом на коне и пронзающего змея копьем. Следуя ветхозаветной и апокалипсической традициям, змей в предании о св. Георгии воплощает собою змея-искусителя, т.е. вселенское зло. Образ змея также ассоциируется с язычеством, побежденным воином в доспехах истиной веры.
В народной культуре Святой Георгий является хранителем коней, покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля – это праздник пробуждения природы, день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбище. В Литве говорили, что в этот день Юргинес/Jurginěs (Св. Георгий) «отпирает землю» и проливает оживляющую росу, необходимую для роста трав. На Святого Георгия не рекомендовалось использовать лошадей в полевых работах, так как это был их праздник. Необходимо отметить, что скульптурный образ Святого Георгия-змееборца особо почитался в крестьянской культуре литовцев, его можно было увидеть как в небольших сельских костелах, так и в придорожных и деревенских часовенках – каплицах. Святой Георгий считается одним из небесных покровителей Литвы.
В Латвии день Святого Георгия также был праздником пастухов, вечером они собирались на первый выгон. Пастбище для этого выбиралось заранее, в стороне от дорог, оно не должно было быть открытым. Пастухи совершали магические обряды: чтобы кони и домашняя скотина были сильными, в дупло дуба клали яйца; и готовили особое ритуальное блюдо – яичницу с салом.
Интересно, что в старину латыши в этот день почитали божество Усиньш/Ūsiņš – покровителя коней. Этот день считался у латышей «мужским». Рано утром мужчины (участие женщин строго запрещалось) выбирали петуха для заклания и обносили его вокруг коней со словами: «Усиньша/Ūsiņš заколол петуха!». Затем птицу закалывали, варили и съедали. Во время трапезы Усиньша/ Ūsiņš «зазывали» в дом как гостя. В качестве жертвоприношения ему готовили мясо, хлеб, варили пиво – эти дары оставляли в лесу на пне или в конюшне на сеновале. Если жертва оставалась нетронутой, это считалось плохим знаком.
Любопытно, что в латышской орнаменталистике существует определённый узор – «Знак Усиня»/ Ūsiņa zǐme – которым украшались преимущественно мужские вещи: рукавицы, перчатки, пояса.
Этот день знаменовал и начало полевых работ. В связи с этим латыши «выпускали» в поля дух плодородия – Юмис/Jumis, который, как они верили, обитал в «последнем снопе». Этот сноп осенью, во время праздника урожая, приносили в дом и вешали на стену, где он и висел всю зиму. На день Святого Георгия «последний сноп» выбрасывали в поле или сжигали. Схожая традиция бытовала и у других прибалтийских народов.
Автор текста: Докучаева М.А.