Купить билет

28.08.2024

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Успение Пресвятой Богородицы (Успение)  – народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 15/28 августа.

Считается, что праздник Успения Пресвятой Богородицы был установлен апостолами в IV в., а оформление праздника в церковном чине шло вплоть до VII в. Издавна празднику Успения предшествует пост, который был утвержден в XII в. на Константинопольском соборе, при патриархе Луке. С особой торжественностью празднование Успения Пресвятой Богородицы проходит на месте ее погребения в Гефсимании (в Иерусалиме). Здесь был возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы; в IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм (см. Покров Богородицы). Отпевание над гробом Богоматери напоминает отпевание над гробом Иисуса Христа в субботу накануне Пасхи, и сам праздник Успения считается Второй Пасхой.

Сведения о последних годах земной жизни Пресвятой Девы Марии сообщаются только в апокрифах и легендах: Богородица поселилась недалеко от Елеонской горы в доме Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа, и жила, деля время между молитвами и рукоделием, посещая места, связанные с историей жизни Христа. С помощью молитвы Божией Матери ко времени Успения в Иерусалим собрались апостолы, которые окружили ее ложе. Сошедший Иисус Христос забрал душу Пресвятой Девы, которая без страданий отошла к вечной жизни. В византийско-русской и отчасти западной иконографии Успения изображается Христос, стоящий у погребального одра Девы Марии и держащий в своих руках ее душу – "младенца, родившегося в новую жизнь", как некогда Мария держала на руках младенца Христа. Тело Богородицы было положено святыми апостолами в гроб, а вход в пещеру закрыт большим камнем.

За успением, т.е. "разлучением души Богородицы с телом", последовало их соединение и попадание воскресшего тела в потусторонний мир. Свидетелем чему стал апостол Фома, который  не присутствовал при погребении Богородицы, очень скорбел и просил открыть гроб Владычицы. Апостолы по общему совету открыли гроб, чтобы апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы; но гроб оказался пуст, в пещере лежали только погребальные пелены. Богородица воскресла и вознеслась на небо. За вечерней трапезой апостолы увидели Деву Марию, благословляющую их, и воскликнули при преломлении хлеба: "Пресвятая Богородица, помогай нам". От этого ведет начало обряд, называемый чин Панагия (Всесвятое), который совершается в монастырях.

В духовном стихе об Успении Богородицы говорится:

Апостоли с конца света
Собравшася вси для совета.
О, Девице, Твое Успение,
Приими наше хваление
И подаждь нам радование!
Отец свыше призирает,
Сын Матери руце давает…

В честь Успения Богородицы написано множество икон, возведен ни одино храм, среди которых наиболее известный – Успенский собор в Москве.

В народном календаре праздник Успения Богородицы имеет несколько названий, часть из них образована под влиянием церкви, часть основана на созвучиях, связанных с сельскохозяйственными работами. В первом случае, от наименования Девы Марии Госпожою, т.е. Владычицею, праздник Успения получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня; такое обозначение Успеньева дня упоминается уже в Никоновской летописи за 1132 г. Во втором случае дню Успения соответствуют названия Спожинки, Оспожинки, Дожинки, связанные с окончанием жатвы хлебов (спожинать – завершать жатву, дожинать хлеб).

С Успенья, как примечали, лето окончательно поворачивает на осень. В этот день происходили проводы лета – встреча осени (первые осенины). Считалось, что с Успенья солнце засыпается, т.е. поздно всходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Поскольку Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые вздували огонь, т.е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С этого времени начиналась заготовка продуктов на зиму: На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.

Сам день Успения считался траурным днем: в знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в темные и черные одежды, поминая таким образом Богородицу. А за Успеньем наступала пора осенних посиделок и подготовке к свадьбам, которые, по обычаю, отмечали после Покрова (1/14 октября).

Автор текста: Баранова О.Г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.