Купить билет

19.12.2024

НИКОЛА ЗИМНИЙ (НИКОЛИН ДЕНЬ, ДЕНЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА)

Праздник православного календаря в память христианского святого Николая Мирликийского, жившего в конце III – первой половине IV веков в Римской провинции Ликия. История зимнего праздника в честь Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых христианских святых, связана с датой его смерти, что произошло в г. Мира около 350 г. , 6 (19) декабря.

Никола зимний (Николин день, Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний и др.) – народное название праздника, установленного христианской церковью в память о святителе Николае, жившем в конце III – первой половине IV веков в столице ликийского царства – городе Мира (территория современной Турции). День памяти святителя Николая по григорианскому календарю отмечается два раза в году: 22 мая (Никола вешний) и 19 декабря (Никола зимний). «У русского народа два Николы: Никола вешний с теплом, Никола зимний с морозом». История зимнего праздника в честь Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых христианских святых, связана с датой его смерти, что произошло в г. Мира около 350 г. , 6 (19) декабря.

В народной традиции Николай Угодник считался покровителем русского народа, «крестьянским святым» и «мужицким заступником»; его величали «святым великим святителем Христовым, теплым заступником и скорым помощником», которому можно молиться «во всех нуждах», ибо он добр и милостив. Икона св. Николая входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Христа Спасителя и Божьей Матери. Существовала вера в то, что Николай Чудотворец под зиму обходит крестьянские дворы, заглядывает в амбары и погреба, следя за тем, чтобы они не оставались пустыми, дарует людям изобилие и благополучие:

Еще ходит Никола по погребу,
Еще ищет Никола неполного,
Что неполного, непокрытого,
Еще хочет Никола дополнити». (Успенский Б.А.)

Мороз на Николу считался хорошей приметой:
Перед Николой иней – овсы хороши будут;
Иней на Николу – к урожаю.

На Николу зимнего красили яйца, а в Смоленской губ. бытовал обычай в честь святого «сучить мирскую свечу», т.е. лепить ее всем миром из воска, оставшегося после угощения сотовым медом во время коллективной праздничной трапезы. Прежде чем приняться за угощение медом, все молились Николе Угоднику, чтобы Бог послал для дома – достаток, на скотину – приплод, на хлеба – урожай, в семью – согласие.

Вслед за Николой зимним наступала пора, известная в прошлом под названием Никольщина, включавшая в себя неопределенное число праздничных дней, в обычаях и обрядах которых прослеживаются языческие мотивы. В северных губерниях Европейской России, например, в честь Николая Угодника закалывали бычка – микольца, которого специально для этой цели три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалась в церковь "для св. Николы", а оставшееся съедалось во время коллективного пиршества, в котором принимали участие преимущественно мужчины: старики, большаки семей, представители деревенских и сельских родов. Особенностью Никольщины было также распитие хмельных напитков, в первую очередь пива, что породило понятие «николить», т.е. «пить, гулять, пьянствовать», которое широко использовалось в деревнях и среди ремесленников. Пиры, мужские братчины справлялись в складчину, так как одной семье было не по силам принимать всех собравшихся гостей. «Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого домохозяина изводят насмешками в течение круглого года… и прощают, когда виновный покается: призовет священника с молебном и выставит всем обильное угощение». (Максимов С.В.)

 

Автор текста: Ботякова О.А.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.