Купить билет

06.07.2024

ИВАН КУПАЛА (РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, ИВАНОВ ДЕНЬ)

Народное название церковного праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, провозвестника Спасителя, возвестившего о его пришествии и позднее крестившего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Народное название церковного праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, провозвестника Спасителя, возвестившего о его пришествии и позднее крестившего Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн провозглашал приближение Царства Божия, призывал людей покаяться в грехах и пройти обряд очищения и крещения в водах Иордана, наставлял делиться с ближними и не причинять им вреда.

Дата рождения Иоанна Крестителя приходилась на день летнего солнцеворота и период древнего языческого праздника Купалы, одного из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Языческий характер праздника сохранялся в России на протяжении многих веков вплоть до XIX столетия. Его особая значимость была связана с тем, что Иван Купала отмечался на рубеже двух периодов солнечного цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это был момент наивысшей солнечной активности, после которого день уже становился короче, а ночь длиннее.

Купальская обрядность была связана с двумя природными стихиями – огнём и водой, которые в мифологическом сознании народа осмысливались неразрывно как брат и сестра, не случайно повсеместно в Иванову ночь костры разжигались по берегам рек. Для их разжигания использовали «живой огонь», получаемый путём трения. У купальских костров собиралась молодёжь и разворачивались гулянья. Чтобы приобрести удачу и крепкое здоровье, девушки и парни поодиночке или парами прыгали через купальский огонь. В костёр бросали рубашку больного ребёнка, чтобы вместе с ней сгорела его болезнь, матери проносили над костром детей в надежде на его целебную и очистительную силу. Пепел от купальских костров рассеивали по хлебным полям и огородам.

Празднование Ивана Купалы всюду сопровождалось омовением водой, массовым купанием людей в реках, озёрах, святых источниках, мытьём в банях, умыванием росой. Широко был распространён обычай обливания водой или жидкой грязью, парни обливали нарядно одетых девушек и наоборот, доставалось и другим встречным, щадили только детей и стариков.

Существовало поверье, что в Иванову ночь особую магическую силу имеют травы, благотворно влияющие на людей, и те стремились эту силу использовать. В народе говорили, что в купальскую ночь расцветает даже папоротник, а травянистые растения и цветы переговариваются между собой и открывают свои целебные тайны. Ивановские травы собирали и использовали для лечения людей и домашнего скота. С их помощью избавляли от бессонницы и тоски, из них плели венки и заготавливали банные веники, по ним ворожили и использовали в любовной магии, уберегали дома от пожара и воров. Травами отпугивали нечистую силу, которая, по поверью, особенно активизируется в самую короткую купальскую ночь.

Канун Ивана Купалы – день Аграфены Купальницы – считался началом купального сезон в открытых водоёмах, сенокоса и сбора лекарственных трав.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.