05.05.2023
ХЫДЫРЛЕЗ
Хыдырлез – праздник крымских татар, который отмечатся в первую пятницу мая. Название праздника происходит от имен двух мусульманских святых проповедников – Хыдыра и Ильяса.
Хыдырлез – праздник крымских татар, который отмечатся в первую пятницу месяца къуралай (мая). Название праздника происходит от имен двух мусульманских святых проповедников – Хыдыра и Ильяса. Странствуя, они обходят землю и встречаются в той точке земли мусульман, где уже пробудилась природа, прошел окот овец и наступило время пастухам отгонять скот вместе с молодняком на летние пастбища (яйлы). Хыдыр появляется с Востока, Ильяс – с Запада. Хыдыр одет в зеленые одежды, он защищает правоверных от злых духов, помогает тушить пожары, спасает от гибели на море. У Ильяса одежды голубые; он управляет громом и источниками воды, оберегает скот.
Перед праздником Хыдырлез женщины проводили тщательную уборку во всем доме, выпекали пироги с начинкой (кобете) и круглый хлеб (къалакай). Молодежь готовила костер, который накануне Хырырлеза по окончании вечернего намаза разжигал самый уважаемый житель селения и сам же первый, следуя древней традиции очистительных обрядов, перепрыгивал через него. За ним следовали остальные мужчины, потом юноши и мальчики. После ухода мужчин через уже угасающее пламя костра перепрыгивали женщины – сначала пожилые, потом молодые и уже за ними девушки и девочки. Заливать костер запрещалось, его засыпали землей. Тем же вечером хозяйки выводили скот из хлева для его окуривания дымом «от дурного глаза».
Утром в день праздника женщины, подоив корову и овец, обрызгивали молоком вход в хлев «для здоровья и благополучия скота». Также в Хыдырлез было принято сажать цветы и плодовые деревья, причем женщины сажали грушу, а мужчины яблоню.
Сам праздник проводили на природе, желательно у родника. Празднику сопутствовали определенные ритуальные действия: девушки качались на качелях, женщины обсыпали друг друга зеленью и скатывались с горки. Хлебцы къалакай скатывали с горки и по тому, как упадет хлебец, гадали (падение лицевой стороной вверх сулило будущий хороший урожай). Мужчины во время праздника состязались в национальной борьбе куреш. Завершался праздник общим танцем хоран, при исполнении которого танцующие образовывали круг.
После длительного перерыва, традиция празднования Хыдырлеза возродилась. Сам характер празднования во многом изменился: праздник стал включать в себя проведение фестивалей фольклорных ансамблей, как крымско-татарских, так и других этносов полуострова, ярмарки изделий местных народных мастеров, выставки блюд крымско-татарской кухни. Сохранились традиционные спортивные состязания (скачки, борьба куреш).
Открывают праздник представители городских и республиканских властей, они же принимают участие в традиционном для Хыдырлеза гадании – скатывании с горки хлебца къалакая. С 2011 г. Хыдырлез отмечается в Крыму на общереспубликанском уровне; центром его проведения стал культурно-развлекательный комплекс Шахерезада в Бахчисарайском районе.
Красочные национальные праздники, в том числе Хыдырлез, помогают привлекать в Крым отдыхающих, являются элементом этнического туризма, знакомят с традиционной культурой этого многонационального полуострова.
В Российском этнографическом музее хранится более 2000 экспонатов по этнографии крымских татар. Они дают представление о быте, национальном костюме, верованиях и обычаях этого народа. Ближе познакомиться с культурой крымских татар помогут онлайн-альбомы: Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии, Вышитые изделия крымских татар, Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь.
Автор текста: Сластникова Л.А.
Фотограф: Сластникова Л.А.