Купить билет

Собиратели

Адлерберг Николай Владимирович

Адлерберг Николай Владимирович

Адлерберг Николай Владимирович. 1880 г.

Фото из общегосударственной поисковой системы FINNA, позволяющей найти материалы, хранящиеся в коллекциях архивов, библиотек и музеев Финляндии.

Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Адлерберг Николай Владимирович – граф, представитель российской аристократии, русский государственный и военный деятель, генерал-адъютант (1857), генерал от инфантерии (1870), участник покорения Кавказа, Финляндский генерал-губернатор (1866–1881), сыгравший важную роль в истории Великого княжества Финляндского XIX в.

Родился 31(19) мая 1819 г. в Санкт-Петербурге; крестник императора Николая I и родной бабушки Ю.Ф. Адлерберг; из старинного шведского рода, поступившего на русскую военную службу в XVIII в. Его отец – Владимир Фёдорович Адлерберг был доверенным лицом императора Николая I, назначившего в 1817 г. его своим адъютантом, а позже, даровавшего ему графский титул. С супругой, Марией Васильевной Нелидовой, фрейлиной Высочайшего Двора, Владимир Фёдорович Адлерберг имел двух сыновей – Александра и Николая.

Николай Владимирович Адлерберг выбрал традиционную для свой семьи карьеру военного. В 1837 г. он окончил обучение в Пажеском Его Императорского Величества корпусе – придворном военно-учебном заведении, подготавливавшем офицеров лейб-гвардии Преображенского полка.В 1841–1842 гг. участвовал в военных действиях на Кавказе, в 1849 г. – в Венгерской компании. Во время Крымской войны с 4 ноября 1854 г. граф Н.В. Адлерберг был назначен военным губернатором Симферополя и гражданским губернатором Таврической губ. Этот пост он занимал до 1856 г. В 1845 г. Николай Владимирович, будучи глубоко религиозным человеком, совершил паломничество в Иерусалим. Маршрут его был необычен: он включал Италию (Рим, Неаполь), Грецию (Афины), Анкару, Александрию, Бейрут, Яффу и Иерусалим. В дороге граф Адлерберг вёл путевые заметки, изданные в 1853 г. в типографии Императорской академии наук под названием «Из Рима в Иерусалим». Книга написана живым образным языком и была благосклонно встречена критикой. «Путевые заметки должны быть зеркалом того, что действительно было в путешествии, ибо путешествие – не сказка, а быль», – написано в предисловии автора к этой книге. И сегодня эти путевые записки считаются образцовым произведением среди литературных описаний паломничества в Святую Землю представителей русской аристократии. Они содержат как непосредственные впечатления и наблюдения автора, так и экскурсы в историю и мифологию.

Вернувшись из путешествия, Николай Владимирович Адлерберг женился на Амалии Крюденер, родственнице прусского королевского дома и одной из известнейших красавиц Европы. Это был ее второй брак: в 15 лет ее выдали замуж за прибалтийского барона Александра Сергеевича Крюденера, поверенного в делах русского посольства в Мюнхене, позже – посланника в Стокгольме. После свадьбы в 1860 г. Н.В. Адлерберг совершил свое второе паломничество в Святую землю, описание которого появилось в Петербурге семь лет спустя на французском языке под заглавием: «En Orient: impressions et réminiscenses».

В 1852 г. по состоянию здоровья Николай Владимирович был уволен с военной службы и причислен к Министерству внутренних дел. В 1866 г. графа Н.В. Адлерберга назначили генерал-губернатором Великого княжества Финляндского и командующим войсками Финляндского военного округа; он оставался на этом посту до 1881 г. Пользуясь неограниченным доверием царя Александра II, граф Адлерберг модернизировал Финляндию путем реформ, которые шли быстрыми темпами. В этот период решались многие важные вопросы, связанные с разработкой нового устава финляндского сейма, осуществлялось государственное урегулирование землевладения и землепользования в Выборгской губ.

Втор. пол. XIX в. в Финляндии отмечена активным ростом национальных идей. Желая ослабить эту тенденцию, граф Адлерберг, заручившись поддержкой шведской элиты, всячески препятствовал распространению финского языка. Все финноязычные высшие учебные заведения были отправлены в провинцию. Другой непопулярной мерой было введение жесткой тайной цензуры, приведшее к ущемлению свободы печати. Эти меры стали причиной нескольких протестных студенческих выступлений, но в целом не повлияли на размеренную жизнь Великого княжества.

Граф Н.В. Адлерберг пытался содействовать сближению Финляндии и России, стремясь сформировать в глазах прозападно ориентированных финнов образ современной космополитичной России. С его именем связывают осуществление проекта строительства железной дороги, связывающей Риихимяки – Гельсингфорс – Санкт-Петербург, освещение которой состоялось в феврале 1870 г. в Петербурге. Благодаря его посредничеству русская казна приняла на себя треть расходов по постройке этой железной дороги. Сближение шло и на культурном уровне. В Хельсинки генерал-губернатор содержал представительный «двор», он организовал освящение великолепного Успенского собора, основал русскую гимназию и русский театр.

Летом 1876 г. в Гельсингфорсе состоялась всеобщая художественно-промышленная выставка, наглядно продемонстрировавшая успехи Финляндии. Ее посетил император Александр II c семьёй. После посещения Великого княжества император писал в рескрипте графу Н.В. Адлербергу: «…Трехдневное пребывание мое в Гельсингфорсе остается приятнейшим воспоминанием... Я с душевным удовольствием выражаю Вам искреннюю мою признательность за Ваши труды…Порядок же, найденный мной во всех частях вашего управления, и отличное состояние представленных мне войск…дают Вам полнейшее право на мое Монаршее благоволение». За свои труды на посту генерал-губернатора Великого княжества Финляндского Н.В. Адлерберг был удостоен ордена Св. Владимира первой степени.

Граф Н.В. Адлерберг полюбил Великое княжество Финляндское, в письмах он часто называет его «моим». Факт приобретения Николаем Владимировичем коллекции памятников финской старины ярко характеризует его отношение к этой стране и её народу. Свою коллекцию он передал в дар Дашковскому музею (Москва), который в то время был единственным в России музейным учреждением, проводившем систематический сбор этнографических материалов для изучения и экспонирования. Местом демонстрации экспонатов из собрания Н.В. Адлерберга прежде всего следует назвать Всероссийскую этнографическую, выставку 1867 г.

Согласно перечню экспонатов, составленному хранителем музея Н.Г. Керцелли в «Книге приношений в пользу Дашковского музея», от графа Адлерберга в 1867 г. поступило: «четыре костюма жителей Выборгского прихода Выборгской губернии, два костюма жителей прихода Бьёрка – Выборгской губернии, два костюма жителей прихода Санте-Андре Выборгской губернии, два костюма жителей Яскинского прихода Выборгской губернии; женский костюм Кауколакского капелланства Кексгольмского прихода Выборгской губернии…». В перечне экспонатов числятся еще четыре костюма из двух приходов Вазасской губ. Таким образом, коллекция графа Н.В. Адлерберга насчитывала 15 полных комплексов мужских и женских костюмов из разных уголков Великого княжества Финляндского. Кроме того, в её состав входила модель финской жилой постройки и при ней 33 предмета домашнего быта.

Однако в 1887 г. В.Ф. Миллер издал первый выпуск «Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея», в котором фигурируют только три костюма «чистых финнов» из Выборгской губ.: один мужской из прихода Яскино, женский и девичий костюмы из прихода Бьёрке Выборгской губ. Автор приводит полный перечень всех составных частей костюма, давая им подробное описание.

Дальнейшая судьба этих экспонатов была сложной. В 1924 г. этнографические коллекций Дашковского музея легли в основу фонда Центрального музея народоведения (ЦМН) в Москве. С 1931 г. в ЦМН началась реорганизация, которая привела к созданию Музея народов СССР (МН СССР) при ЦИК СССР. В 1948 г. и этот музей в Москве закрыли, а его коллекции передали Государственному музею этнографии (ГМЭ, ныне Российский этнографический музей–РЭМ) в Ленинграде, Государственному историческому музею и Музею истории религии. В ГМЭ сначала сформировали самостоятельный фонд бывшего МН СССР, но затем эти коллекции влились в общемузейное собрание, получив соответствующие тематическим категориям памятников номера. В результате утраты сопроводительных документов была утрачена и целостность коллекций. Благодаря частично уцелевшем старым коллекционным номерам на вещах и достаточно подробному описанию В.Ф. Миллером экспонатов, приведенным в его «Книге приношений в пользу Дашковского музея», научному сотруднику РЭМ А.Ю. Заднепровской в 1996 г. удалось заново атрибутировать части коллекции Н.В. Адлерберга.

К сожалению, из 15 костюмных комплексов, собранных графом Н.В. Адлербергом, сегодня полностью сохранились только три костюма из двух приходов Выборгской губ.: мужского – из прихода Яскино (фин. Jääski), женского и девичьего – из прихода Бьёрка (фин. Koivisto). Мужской костюм включает: холщовую рубаху, суконные штаны, жилет, камзол, кафтан из грубого белого домашнего сукна, кожаный пояс с металлическими подвесками, шейный шелковый платок и круглую широкополую серую войлочную шляпу. Женский костюм состоит из холщовой рубахи, хлопчатобумажной кофты, суконной юбки с красной каймой на подоле, безрукавки, передника, кафтана, белого полотняного головного убора, стеклянных бус, хлопчатобумажных паголенок, чулок из тонкой шерсти и кожаных башмаков. В девичий костюм входят льняная белая рубаха с вышивкой, суконная белая кофта, темная шерстяная юбка, полотняный передник, пояс с сумочкой, головной платок из белого холста, стеклянные бусы, шерстяные перчатки и кожаные башмаки.

Ценность этнографической коллекции Н.В. Адлерберга состоит в том, что она включает предметы, датируемые ранним хронологическим периодом (перв. пол.XIX – сер. XIX в.). Она содержит полные, хорошо документированные комплексы костюмов различных половозрастных групп финского населения. Рассматриваемая коллекция в настоящее время представляет уникальную частью собрания РЭМ по культуре утраченных в XX в. групп финского населения. Аналоги женских костюмных комплексов отсутствуют в музеях Финляндии.

Также в фототеке РЭМ хранятся три фотографии на солёной бумаге, выполненные известным фотографом Т.О. Митрейтером. Он был владельцем фотоателье «Венская фотография» в Москве и сотрудничал с рядом музеев. На фотографиях изображены манекены, одетые в мужской, женский и девичий костюмы финнов, собранные Н.В. Адлербергом для Всероссийской этнографической выставки 1867 г. Фотографии были изготовлены уже после закрытия выставки, в 1867–1868 гг.

Граф Николай Владимирович Адлерберг умер 25 декабря 1892 г. в Баварии в имении «Тегернзее» («Tegernsee»). За время своей военной и государственной службы он был награжден 14 высшими орденами Российской империи и 14 иностранными.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф.5. Оп.4. Д.36.Л. 1. – Книга приношений Дашковского музея. 1867–1914 гг.

Публикации

Адлерберг Н.В. Из Рима в Иерусалим. – СПБ: Министерство Академии наук, 1853. –262 с.

Adlerberg N. En Orient: impressions et réminiscenses. – St. Pétersbourg: Imprimerie Centrale du Ministère des Finances, 1867.– 310s.

Библиография

  1. Миллер В.Ф. Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея. – Вып. I. – М.: Тип. Е.Г. Потапова, 1887. – С. 19–20.
  2. Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – СПб., 1893. – Т. 1. – С. 26–27.
  3. Бородкин М.М. Изъ прошлаго: Графъ Н.В. Адлербергъ. – Гельсингфорс, 1914. – 14 с.
  4. Заднепровская А.Ю. Этнографическая коллекция графа Н.В. Адлерберга // Россия и Финляндия в XIX в. Историко-культурный контекст и личность: Сборник статей. – СПб.: Европейский дом, 1996. – С. 68–72.
  5. Юссила О. Великое княжество Финляндское 1809–1917. – Хельсинки, 2009. – 844 с.
  6. Финляндия и Россия [Электронный ресурс]: перевод с финского, шведского, немецкого, английского / Ред.-сост.: О.Р. Айрапетов и др.; отв. сост. тома Антти Куяла. 2015. – Ресурс доступен в Электронной библиотеке РНБ. – С.171–175.
  7. Загора М.Г. Н.В. Адлерберг: жизнь и служба до назначения генерал-губернатором Великого княжества Финляндского в 1866 г. // Исторический журнал: научные исследования. – 2020. – № 3. – С. 43–58.
  8. Korpela Heli. Venäläisyys Helsingissä: 1809–1917. – Helsinki: Helsingin kaupunginmuseo, 1985. – 109 s.
  9. Schweitzer Robert. The rise and fall of the Russo-Finnish consensus: the history of the 'Second' Committee on Finnish Affairs in St. Petersburg (1857–1891). – Helsinki: Commission on the History of Central Administration in Finland: Edita, 1996. – 262 s.
  10. Lagerstedt Ilpo. Maljavapaudelle! // Yliopisto: Helsingin yliopiston tiedotuslehti. 1997. – № 7. – S. 21–23.
  11. Järvenpää Eeva. Venäläisiä tähtiä Pikku-Mariinskissa: Aleksanterin teatteri rakennettiin enraalikuvernööri Nikolai Adlerberg inaloitteesta // Helsinginsanomat. 2008. – № 12. –S. 17.
  12. Biografiskt lexikon för Finland/ Red.: Henrik Knif (huvudred.), Fredrik Hertzberg, Jeannette Forsén, Julia Dahlbe, översättare: Joel Backströ. – Helsingfors; Stockholm: Svenska litteratursällskapeti Finland; Atlantis, 2009. – S. 14–17. 
  13. Byckling Liisa. Keisarinajan kulisseissa: Helsingin venäläisen teatterin historia 1868–1918. – Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. 2009. – 416 s. 

Коллекции

  • № 8762-31001, 31004, 31007, 31008, 31009, 31011, 31012, 31046. – Комплекс мужского костюма. Сохранилось 8 предметов. Финляндия, Выборгская губ., приход Яскино. Сбор 1867 г. Финны-суоми
  • № 8762-31002, 31014, 31019/1,2, 31020/1,2, 31025, 31030, 31036, 31043, 31051, 33590. – Комплекс женского костюма. Сохранилось 10 предметов. Финляндия, Выборгская губ., приход Бьёрке. Сбор 1867 г. Финны-суоми
  • № 8762-31021, 31029, 31037, 31039, 31041, 31044, 31050, 31017/1,2. – Комплекс девичьего костюма. Сохранилось 8 предметов. Финляндия, Выборгская губ., приход Бьёрке. Сбор 1867 г. Финны-суоми


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.