Купить билет

Собиратели

Бичюнене Моника

Бичюнене Моника

Бичюнене Моника
Фотография в свободном доступе в Интернете

Авторы: А. Березовская, секретарь Генерального консульства Республики Литва в Санкт-Петербурге, магистр журналистики; О.М. Фишман, зав. отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, доктор исторических наук

Бичюнене Моника (Bičiūnienė Monika) – литовская народная художница, живописец. Одна из самых известных художников примитивистов Литвы XX в., относится к первым широко признанным представительницам искусства примитива. Её имя включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Лондоне и Белграде в 1984 г. (World Encyclopedia of Naive Art. London, Belgrad, 1984). В 2000 г. М. Бичюнене было присвоено звание «Почетный гражданин Рокишкского края».

М. Бичюнене родилась 28 апреля 1910 г. в д. Баубляй Панямунельской вол. Рокишского у. Ковенской губ. в семье местного рыбака и ткачихи. Когда отец М. Бичюнене заболел по причине занятия тяжелой двенадцатилетней рыбной ловлей в озерах, управляемых одним из местных помещиков, он со всем своим большим семейством (родителями, дедами, тремя сыновьями и двумя дочерьми) перебрался работать в имение Константинава Рокишского у., где они жили в помещении, предназначенном для батраков. В детстве будущая художница была пастушкой, позже училась ремеслу швеи. Это занятие ей не очень нравилось, поэтому, не окончив обучение, она ушла в Латвию в услужение к местным землевладельцам. В школу ходила всего лишь около года. Писать и читать научилась сама. В 24 года М. Бичюнене вышла замуж за деревенского портного Лионгинаса Бичюнаса и вместе с мужем стала шить одежду на заказ. В 1945 г. после рождения сына, впоследствии художника Римаса Зигмаса Бичюнаса, семья переехала в г. Панделис Рокишского р-на. Будучи домохозяйкой, она подрабатывала уборщицей в школе, курьером в суде, ночной дежурной в интернате.

Писать картины начала, достигнув 50 лет, примерно в 1960 г., побуждаемая творчеством сына, живописца Р.З. Бичюнаса. Он, учась в Вильнюсской средней школе искусств (с 2001 г. Национальная школа искусств имени М. К. Чюрлёниса), привозил из Вильнюса краски и бумагу, тогда М. Бичюнене, понаблюдав за сыном, начала пробовать рисовать, скрывая свое увлечение от близких. Позже сын нашел ее рисунки, показал некоторые из них своим учителям и подвигнул ее продолжать писать картины. В 1966 г. в Вильнюсской республиканской библиотеке (с 1989 г. Национальная библиотека имени М. Мажвидаса) была организована первая выставка произведений живописи М. Бичюнене, на которой художница экспонировала 37 своих произведений. Начиная с 1966 г. художница стала активно участвовать в выставках. Уже первые ее работы свидетельствуют об ярком художественном таланте, свободном, не скованном какими-либо художественными канонами пластическом языке.

В 1969 г., после выхода на пенсию и переезда в Вильнюс, ее творческая жизнь особенно активизировалась. Её произведения неоднократно экспонировались на выставках народного искусства в Литве, почти во всех европейских странах (Великобритании, Франции, Болгарии, Финляндии, Бельгии, Латвии, Эстонии), России, Индии и США (в Музее Гуггенхайма).

При жизни состоялись три индивидуальные выставки в родном крае (Рокишкис, 1960, 1990, 1995, и посмертная 2015), семь выставок в Вильнюсе (1966, 1967, 1972, 1990, 1995, 1999, 2004), по две в Каунасе (1970, 1980), Риге (1973, 1976), Москве (1982, 1989), по одной выставке в Клайпеде (1990) и Паневежисе (1995), а также в Эстонии (Таллин, Тарту, Элва 1971).

Творческое наследие М. Бичюнене – это более двух тысяч картин, написанных маслом, темперой, пастелью. В них преобладают две основные темы: первая, самая ценная и любимая, – виды традиционной деревни, вторая – связана с атмосферой города, с его улицами, домами, машинами, стройками. Во все свои картины, особенно со сценами семейной жизни, работы и отдыха, художница всегда включала фигурки людей, животных, создавая подчас сложные многофигурные композиции. Кроме того, М. Бичюнене писала портреты и натюрморты.

Помимо живописных полотен, М. Бичюнене расписала ряд придорожных деревянных столбов известного архитектурного ансамбля «Дорога Чюрлёниса», созданного народными мастерами-резчиками в 1975 г. вдоль шоссе Варена Друскининкай. Известны расписанные ею ставни зданий на улице Стиклю (Stiklių g.) и ресторана Молинис асотис (лит. Molinis ąsotis – «Глиняный кувшин») в Вильнюсе.

Многие произведения (более полутора сотен картин всех периодов творчества, большую часть которых подарил её сын) хранятся в коллекциях Национального художественного музея Литвы имени М.К. Чюрлёниса, Музея края Рокишкис и некоторых частных.

М. Бичунене дважды участвовала в выставках литовского народного искусства в ГМЭ народов СССР (ныне – Российский этнографический музей, РЭМ) в 1976 и 1984 гг. Впервые посетив Ленинград, она написала картину «Ленинград», изобразив на арке Главного штаба статуи трех всадников с винтовками (образ навеян картиной В. Васнецова «Богатыри» и революционными событиями, включающими взятие Зимнего дворца). Именно эту картину вместе с двумя другими автор подарила музею в 1984 г. В настоящее время РЭМ является единственным российским музеем, в котором хранятся произведения художницы.

Умерла Моника Бичюнене в 2009 г. в возрасте 99 лет. С 2010 г. в Вильнюсе проводится конкурсная выставка примитивистской живописи на получение премии имени М. Бичюнене. В 2011 г. режиссер А. Тарвидас снял документальный фильм о М. Бичюнене «Man tapyba – visas gyvenimas» («Для меня живопись – вся жизнь»).

Творчество М. Бичунене признано уникальным явлением литовского наивного искусства.


Библиография

  1. Monika Bičiūnienė: parodos katalogas / [tekstas: A. Griciūnait; sudarė R. Bičiūnas]. – Vilnius: Lietuvos TSR dailės muziejus, 1974. – [20] p.
  2. Monika Bičiūnie. Visuotinė lietuvių enciklopedija. – Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas,T. III (Beketeriai-Chakasai). 2003.166 psl.
  3. Marija Kuodienė. Monikos Bičiūnienės kūryba: „Monika Bičiūnienė“. – Vilnius: Lietuvos tautodailininkų sąjunga, 2004. – Р. 5–6.
  4. Monika Bičiūnienė / Sud. Rimas Bičiūnas. – Vilnius: Tautodailės leidybos ir informacijos centras, 2004. – 158 p. 


Интернет ресурсы

URL: https://www.vle.lt/straipsnis/monika-biciuniene/
URL: https://www.keliuociucentras.rvb.lt/lt/krasto-garbes-pilieciai/monika-biciuniene
URL: http://www.mmcentras.lt/autoriai/monika-biciuniene/413
URL: https://www.grokiskis.lt/laikrascio-archyvas/lietuviskasis-pirosmanis-tapytoja-monika-biciuniene
URL: https://lt.wikipedia.org/wiki/Monika_Bi%C4%8Di%C5%ABnien%C4%97
URL: https://www.valstietis.lt/kultura/primityvistu-pasaulyje-itampa-neegzistuoja/120273
URL: https://www.grokiskis.lt/sugrizimai/garsiausiai-lietuvos-primityvistei-monikai-biciunienei-110
URL: http://www.satenai.lt/2010/06/11/monikos-biciunienes-simtmetis/
URL: https://www.lrt.lt/naujienos/kultura/12/1168419/naiviojo-meno-legendai-monikai-biciunienei-110-ji-buvo-atskiras-ir-labai-savitas-pasaulis
URL: http://www.snaujienos.lt/kultura-ir-pramogos/39422-laiptu-galerijoje-naiviosios-tapybos-grozis-ir-juostu-paslaptys.html


Коллекция

Литовцы

№ 10579. – Три живописные картины Моники Бичюнене в составе сборной коллекции. Вильнюс. Кон. 1970 – нач. 1980-х гг. Поступление 1984 г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.