Купить билет

Собиратели

Чарнолуский Владимир Владимирович

Чарнолуский Владимир Владимирович

Чарнолуский Владимир Владимирович.
Фотография опубликована: Лукьянченко Т.В. В.В. Чарнолуский: певец Земли Саамской // Репрессированные этнографы. Выпуск второй. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. – С. 134. 

Авторы: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории, кандидат исторических наук;
А.А. Заньковская, научный сотрудник второй категории (отбор экспонатов и подписи) отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики

Чарнолуский Владимир Владимирович – известный советский ученый-этнограф, исследователь жизни, быта, хозяйства и культуры кольских саамов, фольклорист, писатель, художник. С его именем связана целая эпоха в изучении саамов. Он относится к той категории этнографов, которые своими изысканиями в нелегких условиях полевых исследований, в непосредственном общении с живыми людьми способствовали накоплению научных этнографических и фольклорных знаний.

Значительным является вклад В.В. Чарнолуского в формирование саамских коллекций Российского этнографического музея (до 1934 г. – Этнографический отдел Русского музея). В фондах музея хранятся уникальные этнографические вещевые и фотоколлекции, собранные им в 1927–1929 гг. у саамского населения Кольского п-ова во время работы Лопарской и Кольской экспедиций, организованных Русским географическим обществом и Академией наук СССР.

Владимир Владимирович Чарнолуский родился 13 июня 1894 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец, Владимир Иванович Чарнолуский (1864–1941), был известным деятелем народного просвещения, основателем и редактором издательства «Знание». Мать, Екатерина Матвеевна (девичья фамилия Самуйленко), активно занималась дошкольным образованием, увлекалась музыкой и иностранными языками, была автором, составителем и издателем многих детских книг. В семье было трое детей: сын Владимир и две дочери – Татьяна и Христина.

Много времени в детстве Чарнолуский проводил в небольшой родовой усадьбе близ г. Новозыбкова Черниговской губ., где имел возможность познакомиться с культурой и бытом местного сельского населения. Он увлекался чтением книг о путешествиях, отдавая предпочтение описаниям приключений полярных путешественников (Р. Амундсена, Ф. Нансена). В 1906 г. Владимир Владимирович поступил в Санкт-Петербургское коммерческое училище, которое окончил в 1914 г. Другим его сильным увлечением в юности была живопись, он посещал художественные классы в училище А.Л. Штиглица и готовился к поступлению в Академию художеств.

Надо полагать, все эти обстоятельства сыграли свою роль при выборе им дальнейшего жизненного пути. Но исполнению планов на будущее помешала начавшаяся Первая мировая война, участником которой он был до её окончания в 1918 г.

Два послевоенных года он провел в Новозыбкове, работая на ниве народного просвещения. Зарекомендовав себя отличным специалистом, он получил направление на учебу в Петроградский географический институт. Все годы обучения в институте Чарнолуский, чтобы обеспечить себе возможность учиться, работал ночным сторожем, грузчиком в порту, чертежником. На заработанные деньги летом 1922 г. он смог поехать в студенческую научную экспедицию на п-ов Канин для изучения оленеводства у ненцев. В 1925 г., по окончании института, он получил предложение от Института методов внешкольной работы на обслуживание экскурсионных баз Крыма и затем заказ на книгу-путеводитель о Крыме, опубликованную в 1926 г.

В.В. Чарнолуский начал свою полноценную научную карьеру с работы под руководством крупного ученого-этнографа и антрополога, заведующего Этнографическим отделом Русского музея (ЭО), профессора Д. А. Золотарёва (1885–1935.). С его именем связана деятельность по интенсивному изучению Северо-Западного региона. Ему принадлежит заслуга организации крупнейших этнологических экспедиций, в которых начинали свой путь в этнографической науке многие молодые исследователи. В становлении В.В. Чарнолуского как профессионального ученого Д.А. Золотарев также сыграл значительную роль. Молодой специалист был зачислен научным сотрудником Лопарской экспедиции Географического общества в конце 1926 г.


Слева направо: В.В. Чарнолуский, И.Ф. Иванов-Дятлов, Д.А. Золотарев. Мурманский окр.

Экспедиция 1927 г. ставила своей целью антропометрическое (Д.А. Золотарев), экономическое, этнографическое и медико-санитарное (врач Ф.Г. Иванов-Дятлов) исследование саамского населения Кольского п-ова. Работа в экспедиции окончательно утвердила Чарнолуского в желании заниматься этнографией, а изучение этногенеза, быта, культуры и фольклора древнейшего народа Северной Европы – саамов стало главным делом его жизни.

Лопарская этнографическая экспедиция была первой после революции масштабной научной экспедицией на Кольский п-ов, которая положила начало планомерному изучению кольских саамов-лопарей. Работая в составе экспедиции, Владимир Владимирович совершил две поездки. Зимой 1927 г. он на оленьей упряжке проехал около 80 км от станции Пулозеро Мурманской железной дороги на восток до села Ловозеро (Ловозерский погост), после чего посетил саамские погосты: зимний Семиостровский, Каменский, зимний Иокангский, Лумбовский, а также деревню Каневку и село Поной. Этнографические работы велись главным образом в Иокангском и Лумбовском погостах.

В 1927–1929 гг. он становится научным сотрудником Кольской экспедиции Академии наук СССР (Лопарская экспедиция стала ее частью), руководимой академиком А.Е. Ферсманом. Цель исследований – разработка проблем, связанных с развитием экономики Северного края. В.В. Чарнолуский занимался решением вопросов адаптации кочевого оленеводства к государственным хозяйственным формам, для чего необходимо было исследование особенностей традиционного хозяйства коренного населения. Молодой ученый сосредоточился на изучении взаимосвязи между передвижением оленей и промысловых рыб и сезонными перекочевками северных номадов. Значительное место в его работе заняло изучение путей перекочевок саамов, связанных не только с разными сезонами, но и с различными видами хозяйствования, например, дорог, связанных с заготовкой дров, с рыбной ловлей, с охотой на дикого оленя, нерпу и тюленя, с пастьбой оленей. Исследователь отслеживал пути передвижения саамов разных погостов и принадлежащих им оленьих стад. Большой интерес представляют материалы Чарнолуского о способах распознавания пути и ориентировки саамов в тундре. Итогом этой работы стала составленная им карта погостов и маршрутов кочевок саамов на обследованной территории.

В 1930 г. по результатам экспедиций В.В. Чарнолуский публикует фундаментальный труд «Материалы по быту лопарей». Исследования ученого, обобщенные в монографии, внесли существенный вклад в этнографическую науку о саамах и до сегодняшнего дня занимают в ней важное место. Он собрал огромный материал, содержащий массу интересных, неизвестных до того времени сведений о хозяйстве, культуре и быте саамов восточных районов Кольского п-ова, весь жизненный уклад которых подчинялся потребностям их основных хозяйственных занятий (оленеводства, рыболовства, охоты). За время экспедиций Владимир Владимирович не только объездил все погосты Летнего Наволока, но и обошел практически всю тундру, особенно те места, где в старину или в сравнительно недалеком прошлом саамы отправляли свои архаичные культы.

По окончании работы в составе Кольской экспедиции в 1930 г. Владимир Владимирович продолжил сбор материалов по этнографии и фольклору саамов в составе экспедиций ГО, Мурманской землеустроительной партии, Оленеводческого института ВАСХНИЛ, откуда в 1933 г. перешел во Всесоюзный арктический институт. Одной из его задач была разработка проблем, связанных с развитием хозяйства коренного населения Мурманского края. Ученый совершил экспедиции на Терский берег, организовал Обско-Тазовскую экспедицию для изучения промыслов русского и лопарского населения, подолгу работал в землеустроительных партиях. В результате он составил проект организации Каневского оленеводческого совхоза, разработал детальный план пастбище-оборота, предложил решения других вопросов выпаса оленей в государственном хозяйстве (Лукьянченко, 2002. С. 133).

В 1930 г. выходят книги В.В. Чарнолуского «Опыт определения кочевого состояния лопарей» и «Заметки о пастушестве и организации стад у лопарей».

Этнографическая коллекция, собранная во время Лопарской экспедиции в 1927–1928 гг. Д.А. Золотаревым и В.В. Чарнолуским, содержит разноплановый вещевой материал – 128 предметов, отражающих предметный мир саамов (РЭМ 4848), включая уникальные и ранние памятники.

Свои полевые наблюдения В.В. Чарнолуский подкреплял и фотофиксацией встреченных им явлений традиционной культуры саамов. В 1935 г. он передал в музей уникальную коллекцию, состоящую из 253 фотоотпечатков и 233 негативов на стекле (РЭМ 5734, 5736, 5738). Необходимо отметить, что в фотосъемке, кроме Чарнолусского, участвовали и другие члены экспедиции – С.В. Керцелли и И.Ф. Иванов-Дятлов. Поскольку авторство конкретных фотографий установить невозможно, мы оставляем его за В.В. Чарнолуским, передавшим коллекцию в музей. Следует подчеркнуть, что Российский этнографический музей – единственное учреждение, где хранятся упомянутые фотографии, выполненные на территории проживания кольских саамов в конце 1920-х гг.

В фотоколлекции В.В. Чарнолуского отражены такие аспекты традиционной культуры кольских саамов, как хозяйственные занятия (оленеводство, овцеводство, рыболовство); типы жилых построек; одежда; средства передвижения; религиозный культ, обрядовая практика. Заметное место в коллекции занимают индивидуальные и групповые фотопортреты представителей местного населения. Достаточно разнообразно в фотоколлекции представлены хозяйственные занятия с учетом гендерной дифференциации населения.

В.В. Чарнолуский не ограничивался изучением только материальной культуры кольских саамов. Ему удалось осуществить огромную, поистине подвижническую работу по записи фольклора саамов, впервые собрать фрагменты одного из интереснейших фольклорных произведений саамов – мифа об олене-человеке Мяндаше, в котором отразились древнейшие тотемистические представления саамов, в частности, культ дикого северного оленя, и, таким образом, сохранить для науки древние эпические произведения этого малочисленного народа. Фольклорные изыскания В.В. Чарнолуского заинтересовали известных специалистов, и в 1935–1936 гг. он по поручению проф. Б.М. Соколова был командирован фольклорной секцией Союза писателей СССР для сбора фольклорных материалов у различных групп кольских саамов, составления указателя лопарских сказок для Международной ассоциации фольклористов. Чарнолуский первым выделил в фольклоре саамов разные жанры: мифы, сказки различного содержания, сказы – рассказы о военных подвигах, предания о горах, озерах, бывальщины – краткие рассказы назидательного характера.

1937–1938 гг. были одними из самых плодотворных для В.В. Чарнолуского. В этот период он готовит к изданию книгу «Очерки по истории саамов», заканчивает роман «Оттар», рисует много иллюстраций к саамским сказкам для детских журналов.

В.В. Чарнолуский обогатил этнографическую науку рядом интереснейших публикаций, содержащих результаты его исследований. Он был отличным художником, им было сделано множество прекрасных зарисовок предметов быта, одежды, жилых и хозяйственных построек, типов людей, пейзажей, которые сопровождали его полевые наблюдения и публикации.

К сожалению, в 1938 г. на самом пике научной карьеры В.В. Чарнолуский был арестован и осужден по статье 58 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы, которые отбывал в Каргопольском лагере, а затем на Урале. Он пробыл в заключении до 1945 г. Казалось бы, после таких трагических событий невозможно вновь вернуться к научным занятиям. Он поселился в небольшом подмосковном городке Пушкино, где устроился на работу художником-оформителем. Однако в конце 1950-х гг. в его жизни начинается новый, очень насыщенный и плодотворный в научном отношении этап.

В 1962 г. был издан сборник саамских сказок в записи, переводе и обработке В.В. Чарнолуского, в который также вошли фрагменты мифа о Мяндаше. Сборник «Саамские сказки» имеет большое научное значение как источник по этногенезу саамов, истории этого народа, в частности истории военных столкновений с рядом живущими этносами, дохристианским верованиям саамов.

В.В. Чарнолуский обладал даром популяризации научных знаний. Он написал интереснейшую книгу «В краю летучего камня», последнюю свою публикацию о жизни кольских саамов. 16 марта 1969 г. замечательный этнограф, писатель, художник умер от очередного сердечного приступа.

В.В. Чарнолуский был первым этнографом, который работал у саамов Кольского п-ова после Октябрьской революции. Собранные им материалы по хозяйству и быту, по поселениям и жилищам, одежде, верованиям и другим элементам самобытной культуры, вещевые коллекции и фотодокументы являются первоклассным научным источником для изучения кольских саамов. Его наблюдения ценны ещё и тем, что он успел зафиксировать пласт народной культуры конца 1920-х гг., незадолго до коллективизации, когда хозяйство саамов, в частности оленеводство, и вся их культура еще сохраняли традиционные черты. Огромный вклад он внес и в изучение и сохранение саамского фольклора. Ряд его работ был опубликован после смерти, в том числе и за рубежом.

В современном Мурманске, центре региона, изучению которого В.В. Чарнолуский посвятил значительную часть своей жизни, чтут его имя. Мурманский областной музей не только хранит обширный архив ученого, но и занимается его исследованием и публикацией материалов. С 2011 г. в Мурманском государственном гуманитарном университете регулярно проводятся Чарнолуские чтения – международные научно-практические конференции, посвященные В.В. Чарнолускому и саамской культуре.


Архивные материалы

Архив РГО. Ф. 1926. Оп. 1. Д. 18. 62 л. Лапландская экспедиция 11 октября 1926–1928.

ЦГА СПб. Ф. Р‑7240. Оп. 9. Д. 1306. – Чарнолуский Владимир Владимирович. 01.09.1925–31.01.1926. 48 л.

Публикации

  1. Чарнолуский В. В. Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей // Кольский сборник. Мат-лы комиссии экспедиционных исследований. – Л.: Изд-во Акад. наук. Вып. 23, 1930. – С. 2369.
  2. Чарнолуский В. В. Материалы по быту лопарей. Опыт определения кочевого состояния лопарей Восточной части Кольского полуострова / РГО, Карело-Мурманская Комиссия). – Л.: Русское географическое общество, 1930. – 176 с.
  3. Чарнолуский В. В. «Ящер» пермского звериного стиля // Труды Института этнографии. – Т. 78. – 1962. – С. 259–266.
  4. Саамские сказки / Пер. с саамского; запись, перевод, обработка, предисловие и примечания В.В. Чарнолуского; художник Н. Костров.  М.: Художественная литература, 1962.  304 с.
  5. Чарнолуский В. В. Легенда об олене-человеке.  М.: Наука, 1965.  140 с.
  6. Чарнолуский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. – Таллин: Тартуский государственный университет. – Вып. 11 – 1966. – С. 301–314.
  7. Чарнолуский В. В. В краю Летучего камня: Записки этнографа / Отв. ред. и авт. послесл. и коммент. к.и.н. Т. В. ЛукьянченкоЮ. Б. Симченко; фотографии и рисунки В. В. Чарнолуского. – М.: Мысль, 1972.  272 с. 

 

Библиография

  1. Чарнолуский В. (младший). По выбору души и волею судьбы. Вспоминая отца // Северные просторы. 1994, № 5. С. 43– 44.
  2. Кучугурова Л.А. Этнограф Владимир Чарнолуский // Живая Арктика: Историко-краеведческий альманах. 1998.  № 34 С. 9
  3. Лукьянченко Т.В. В.В. Чарнолуский: певец Земли Саамской // Репрессированные этнографы. Выпуск второй М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002.  С. 128–146. 
  4. Шабалина О.В. Владимир Владимирович Чарнолуский (1894–1969) // Художники-участники экспедиций на Крайний Север. Из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН. – СПб.: ГАМАС, 2008. – С. 94–171.
  5. Коткин К.Я. О составе архива В. В. Чарнолуского в фондах Мурманского областного краеведческого музея // XI Масловские чтения: Сборник научных статей. Мурманск, 20–22 декабря 2012 г. Мурманск: МГПУ, 2014. – С. 29–36.
  6. Зайцев О.А. Личный архив В. В. Чарнолуского как источник по истории этнорелигиозных процессов в среде кольских саами в 1920-1930-х гг. (на материалах из фондов Мурманского областного краеведческого музея) // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. №7 (9). – С.84–96.
  7. Porsanger J. Charnolusky, Vladimir Vladimirovich // Saamalaiskulttuurin ensyklopedia // URL: https://saamelaisensyklopedia.fi/wiki/Charnolusky,_Vladimir
  8. Tjarnoluskij V.V. Den vilda renen i myt och rit / Inledning och översöttningar Kerstin Eidlitz Kuoljok. Yokkmokk: Ájtte, – 35 s.
                

Коллекция

№ 4848. – Орудия охоты, рыболовства, животноводства, домашняя утварь, средства передвижения, предметы мужской и женской одежды, предметы народной техники, верования, детство, игрушки. Включала 128 предметов, сохранилось 118. Мурманский округ (б. Архангельская губ., б. Александровский у.), Понойский р-н (погосты Иоканьга, зимний и летний, Лумбовский летний, Каменский, Сосновский; Кольско-Лопарский р-н (погосты Кильдинский и Мотовской). Поступление 1929 г. Саамы 
               

Фотоколлекции

№ 5734. – Фотокопии детских рисунков, отражающих повседневную жизнь саамов. Включает 20 фотоотпечатков. Ленинградская обл., Мурманский округ, Понойский р-н, погост Иоканьга. Фотосъемка 1927–1928 гг. Саамы

№ 5736. – Рыболовство, животноводство, средства передвижения, жилища, портреты и группы людей, детские игры, верования, ландшафтные виды. Включает 130 фотоотпечатков. Ленининградская обл., Мурманский округ,  Титовка, Белокаменка. Фотосъемка 1928 гг. Саамы

№ 5738. – Рыболовство, животноводство, жилища, портреты и группы людей, детские игры, верования, ландшафтные виды. Включала 103 негатива на стекле и 103 фотоотпечатка, сохранилось 99 негативов и 97 фотоотпечатков. Ленинградская обл., Мурманский округ. Фотосъемка 1928 г. Саамы

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.