Купить билет

Собиратели

Данилин Андрей Григорьевич

Данилин Андрей Григорьевич

Андрей Григорьевич Данилин
Фотография из семейного архива. Публикуется с разрешения дочери собирателя Лидии Андреевны Данилиной

Автор: С.В. Романова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока

Данилин Андрей Григорьевич – советский этнограф, в сферу исследовательских и музейных интересов которого входила традиционная культура самых разных этносов (русских, тюркоязычных народов Сибири и Средней Азии, крымских болгар, молдаван и др.). Наибольшую известность исследователь приобрел благодаря изучению духовной культуры алтайцев и прежде всего такого явления, как бурханизм. Кроме исследовательской работы в области этнографии и религиоведения научные интересы А.Г. Данилина распространялись на лингвистику и фольклористику; занимался он также научно-просветительской, экспозиционно-выставочной, научно-организационной работой и архивным делом.

А.Г. Данилин родился 19 августа 1896 г. в с. Красное Михайловского у. Рязанской губ. (после районирования – Московская обл.) в семье крестьянина-середняка. С 1911 по 1915 г. он обучался в Рязанской учительской семинарии. Затем, окончив в Ростове-на-Дону мореходное училище, в 1916–1917 гг. служил матросом Черноморской транспортной флотилии; в 1919–1920 гг. – инспектором по внешкольному образованию Михайловского уездного отдела народного образования. В 1919 г. учился в Москве в Институте народного образования при Университете А.Л. Шанявского, где прослушал трехмесячные курсы по музейно-экскурсионно-выставочному делу. Его интерес к этнографии сформировался под влиянием лекций В.Н. Харузиной и В.А. Городцова, а также знакомства с московскими учеными Д.Н. Анучиным, В.В. Богдановым, Н.А. Янчуком и др. Кроме того, А.Г. Данилин участвовал в археологических раскопках, проводившихся под руководством крупного исследователя Б.А. Куфтина. Одновременно с этим начинается музейная работа молодого учёного в качестве экскурсовода в Румянцевском музее, этнографические коллекции которого впоследствии явились основой собрания Центрального музея народоведения. После научно-педагогической экспедиции в Туркестан Данилин почувствовал необходимость в получении специального образования и в 1922 г. поступил на этнографическое отделение Географического института в Петрограде (позднее – географический факультет Ленинградского государственного университета), где обучался до 1927 г. и слушал лекции таких классиков отечественной этнографии, как Д.К. Зеленин, Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз.

В студенческие годы из-за болезни легких Андрей Григорьевич был вынужден подолгу жить в Москве, где в 1923–1924 гг. являлся научным сотрудником Центрального бюро краеведения, а с 1925 г. заведовал этнографическим отделом Музея Центрально-Промышленной области. В этот период жизни А.Г. Данилин летом ездил в Крым, Дагестан, Казахстан на практику, в ходе которой собирал коллекции для музеев и вел этнографические и фольклорные записи. Экспедиция в Дагестан (1925) от Центрального музея народоведения и Дагестанского музея была осуществлена им совместно с Лидией Эдуардовной Каруновской и своей сестрой Клавдией Григорьевной Данилиной. В то же время он руководил экскурсионной работой в Этнографическом отделе Русского музея (ЭО) и Музее антропологии и этнографии (МАЭ).

В 1927–1929 гг., уже будучи дипломированным этнографом, опытным полевиком и собирателем, А.Г. Данилин совместно с Л.Э. Каруновской участвовал в Ойротской комплексной экспедиции КИПС АН СССР. С июня по сентябрь 1927 г. ими были обследованы алтайцы Шебалинского, Онгудайского и Усть-Канского аймаков, а также телеуты Бачатского р-на Кузнецкого окр. и Верхне-Чулышманского р-на Барнаульского окр. и собраны коллекции по традиционной культуре и верованиям этих народов (традиционный костюм, ремесла и промыслы, шаманизм и бурханизм). Эту работу Данилин сочетал с деятельностью по заданию Секции по изучению художественной культуры национальностей СССР Института истории искусств, которое заключалось в собирании музыкального фольклора с помощью фонографа. Сбор полевого материала ему облегчало изучение алтайского языка. В документах, хранящихся в архиве Российского этнографического музея (РЭМ), он указывал, что читает и может объясняться на алтайском языке. А.Г. Данилин и Л.Э. Каруновская в своих изысканиях были связаны с известнейшим ученым Алтая, имя которого в настоящее время носит Национальный музей Республики Алтай – А.В. Анохиным. Они сотрудничали с коллективом алтайского музея, в том числе с такими признанными учеными, как М.П. Грязнов, С.В. Киселев, академик А.Н. Самойлович, а также начинающими в те годы специалистами – С.А. Токаревым и М.Г. Левиным, впоследствии ставшими классиками отечественной этнографии.

В этот период А.Г. Данилин одновременно работал заместителем секретаря Отделения этнографии и секретаря Комиссии по изучению народной музыки Географического общества. В 1928 г. он являлся участником Шокшозерской экспедиции Географического общества (Лодейнопольский окр.). Активно занимался популяризацией алтайской культуры, о чем свидетельствует целый ряд сообщений, касающихся бурханизма. В те годы эта тема вызывала большой интересе как в научных кругах, так и среди широкой аудитории. В числе докладов А.Г. Данилина можно назвать: «Материалы по бурханизму алтайцев и телеутов, собранные летом 1927 г.» в Радловском кружке МАЭ, «Быт населения Алтая» для экскурсоводов ЭО, «Песни алтайцев и телеутов» на заседании Секции художественной культуры народов СССР с демонстрацией фонограмм записей, выполненных в 1928 г. на территории Ойратской автономной обл. РСФСР. Фонографические коллекции А.Г. Данилина и Л.Э. Каруновской хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

В 1930–1932 гг. исследователь становится научным сотрудником Государственной академии истории материальной культуры и научным сотрудником Института по изучению народов СССР (1931–1933 гг.), в 1932–1933 гг. он работает также в МАЭ. С 1 ноября 1933 г. А.Г. Данилин был принят на должность научного сотрудника в ЭО на договорной основе. Далее в послужном списке учёного должности выстраиваются в следующем порядке: с 1934 г. – Государственный музей этнографии (ГМЭ), куда его рекомендовали А.К. Супинский и Л.П. Потапов. В 1935 г. он получил статус штатного младшего научного сотрудника, занимался инвентаризацией, в том же году стал курировать работы по систематизации научного архива (им, в частности, был составлен «Аннотированный указатель к архивным материалам Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева») и являлся секретарем редакционно-издательского бюро ГМЭ, а в 1939 г. в виду написания монографии о бурханизме был произведен в старшие научные сотрудники.

В 1934 и 1935 гг. этнограф ещё раз в составе экспедиций посетил Горный Алтай, где продолжил собирать материалы по бурханизму; в одной из поездок являлся членом комплексной экспедиции Ойротского государственного музея. Параллельно со сбором материала по бурханизму в Онгудайском аймаке он выполнял задание Всесоюзного центрального комитета нового алфавита по собиранию материалов о внедрении нового (латинизированного) алфавита. На Алтае он выступил с рядом докладов, в частности в крайкоме Союза воинствующих безбожников и на пленуме Областного ойротского комитета нового алфавита. По результатам многолетних полевых исследований, обобщенных в диссертационном сочинении, 11 июня 1940 г. в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена Данилин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Бурханизм. Из истории национально-освободительного движения в Ойротии». Одним из его научных оппонентов выступал ведущий отечественный алтаист, в то время являвшийся заведующим отделом народов Сибири ГМЭ, кандидат исторических наук Леонид Павлович Потапов.

В конце 1920-х – 1930-е гг. А.Г. Данилин занимался также научно-организационной работой и входил в инициативную группу по созыву совещания этнографов Москвы и Ленинграда, а также был участником этого совещания (5–11 апреля 1929 г.); секретарем Комиссии по истории материальной культуры Ленинградского бюро краеведения; участником Первого Всероссийского музейного съезда и IV Всероссийской краеведческой конференции; научным сотрудником Института по изучению народов СССР и Комиссии по изучению племенного состава при Академии наук, секретарем редакции журнала «Советская этнография»; членом оргбюро и участником Всероссийского археолого-этнографического совещания и т.д. В предвоенные годы А.Г. Данилин был избран действительным членом Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, где работал в секции культуры и быта, а также действительным членом Русского географического общества (РГО).

Вещевые памятники, собранные А.Г. Данилиным в Горном Алтае, оказались в фондах разных музеев: МАЭ (1118 экспонатов по культуре алтайцев и телеутов, а также вещевые памятники, характеризующие традиционную культуру русских, дидойцев и дунган); Ойротского государственного музея; а также Центрального музея народоведения (ЦМН; с 1934 г. Музей народов СССР; Москва), с которым исследователь был издавна связан. Судьба ЦМН и его коллекционного собрания складывалась сложно. Музей, несмотря на все попытки специалистов его сохранить, был расформирован. Большая часть его собрания в 1948 г. поступила в Государственный музей этнографии, при этом значительная часть научной документации была утрачена. Коллекции Данилина, как и многие другие, были зарегистрированы формально, то есть чисто описательно (долгое время местонахождение алтайских коллекций А.Г. Данилина не было определено вовсе (Дьяконова 1993, С. 9)). Кроме предметов бурханистского культа, в ходе совместных с Л.Э. Каруновской поездок А.Г. Данилин приобрел элементы традиционного костюма алтайцев, ряд предметов, характеризующих традиционный быт и ремесленное производство. Вклад собирателя в формирование фонда ЦМН еще предстоит изучить.

Непростой оказалась и судьба его книги «Бурханизм (из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае)», которую Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ) предполагало выпустить еще в 1930-е гг., но книга увидела свет только в 1993 г. в Горно-Алтайске. (Она напечатана по варианту рукописи 1937 г.)

Большая часть фотоколлекций по традиционной культуре алтайцев (МАЭ, кол. № 4121, 4122, 4124, 4126, 4127) и телеутов (МАЭ, кол. № 4120, 4123, 4125, 4126), сформированных в кон. 1920-х гг. в ходе совместных экспедиций с Л.Э. Каруновской, хранится в МАЭ и сейчас находится в открытом доступе на официальном сайте Кунсткамеры в сети интернет. Кроме того, для МАЭ им были выполнены фотоснимки, иллюстрирующие культуру русских, цыган, аварцев и крымских татар.

Помимо своего основного исследовательского интереса – традиционной культуры коренного населения Горного Алтая – Андрей Григорьевич вел собирательскую деятельность на Кавказе (подавляюще большинство материалов экспедиции находится в МАЭ), в Крыму, Молдавии. В 1938 г. он принимал участие в комплексной Восточно-Крымской экспедиции, откуда привез небольшую коллекцию по болгарам. Когда в 1940 г. произошло присоединение Северной Буковины и Бессарабии к СССР, он исполнял обязанности заведующего отделом Украины; это событие должно было быть отражено в экспозиции. Из последней экспедиции А.Г. Данилин привёз в музей 36 предметов, которые были зарегистрированы только во время послевоенной сверки в 1955 г. В настоящее время в РЭМ хранится 146 экспонатов, собранных Данилиным для ГМЭ народов СССР. На основании научной атрибуции на данное время выявлено 82 предмета, приобретенных А.Г. Данилиным для Музея народов СССР и поступивших в собрание ГМЭ в 1948 г. Уникальными памятниками среди них являются предметы бурханистского культа.

Рукописное наследие А.Г. Данилина, хранящееся в личном архиве представителей его семьи, Архиве МАЭ и Санкт-Петербургском филиале Архива РАН подробно описано в обширной биографической статье, написанной совместно Д.А. Арзютовым и дочерью исследователя Лидией Андреевной Данилиной (см. библиографию к данной публикации).

Умер Андрей Григорьевич 12 февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде на руках у своей коллеги и друга Л.Э. Каруновской; его семья в это время находилась в эвакуации.

          
Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 585. Л. 1–68. – А. Данилин. Материалы для бесед о положении народов СССР в прошлом и настоящем.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 804. – Переписка с этнографическими музеями, коллекционерами и научным сотрудником Данилиным о собирании этнографического материала к выставке «Белоруссия и Северная Буковина».
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 152. Л. 1–32. – Статья А.Г. Данилина «Одежда алтайцев и телеутов».
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 43. Л. 1–42. – Личные дела сотрудников.
ФА ИРЛИ. Кол. 159. – Записи, выполненные на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1928 г. на территории Ойратской автономной области РСФСР (алтайцы и телеуты).

             

Публикации

  1. Данилин А.Г. Государственный музей Центрально-Промышленной области и его этнографическая // Этнография. – 1926. – № 1–2. – С. 271–272.
  2. Данилин А.Г. Государственный институт музыкальных наук // Там же. – 1927. – № 1. – С. 212.
  3. Данилин А.Г. Крестьянская одежда района Благословщины Рязанской губернии // Труды Общества исследователей Рязанского края. – Рязань, 1927. – Вып. IX. – С. 19–22.
  4. Данилин А.Г. Этнографическая работа в Якутской АССР // Советская этнография. – 1927. – № 1. –С. 185–192.
  5. Данилин А.Г. Комиссия по изучению народной музыки за 1927 г. // Этнография. – 1928. – № 1. – С. 130–131.
  6. Данилин А.Г. Приспособление для сноповой сушки хлеба у восточных славян и их соседей // Там же. – 1928. – № 2. – С. 68–90.
  7. Данилин А.Г. Краевой музей горных народов Северо-Кавказского края // Советская этнография. – 1931. – № 3–4. – С. 219–222.
  8. Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае и его контрреволюционная роль // Там же. – 1932. – № 1. – С. 63–91.
  9. Данилин А.Г. Секция этнографии Всесоюзного Географического съезда // Там же. – 1933. – № 2. –С. 113–117.
  10. Данилин А.Г. Два письма Н.Я Марра (из научного архива Государственного музея этнографии в Ленинграде) // Там же. – 1936. – № 4–5. – С. 219–222.
  11. Данилин А.Г. Опыт работы с национальной ойротской песней // Советская музыка. – 1936. – № 12. – С. 49–52.
  12. Данилин А.Г. Бурханизм (из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае). – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. – 206 с.

 

Библиография

  1. Дьяконова В.П. Предисловие // А.Г. Данилин. Бурханизм: (Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. – С. 5–16.
  2. Функ Д.А. А.Г. Данилин. Бурханизм: из истории национально-освободительного движения // Этнографическое обозрение. 1995. – № 4. –С. 171–173.
  3. Бурханизм – Ак jанг: документы и материалы. К 100-летию событий в долине Теренг. – Горно-Алтайск: ГУ книжное издательство «Юч-Сюмер–Белуха», 2004. – С. 100–128.
  4. Коллекции народов Севера в Фонограммархиве Пушкинского Дома. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. – С. 19, 29, 68, 70.
  5. Решетов А.М. Данилин А.Г. // Материалы к биобиблиографическому словарю российских этнографов и антропологов. ХХ век. – СПб.: Наука, 2012. – С. 203–204.
  6. От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) / Под ред. Д.В. Арзютова, С.С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 511 с.
  7. Михайлова А.А. Этнографическая экспозиция как инструмент моделирования общественного мнения при геополитических сдвигах (на примере отклика ГМЭ по случаю присоединения Бессарабии в 1940 г.) // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. XII конгресс антропологов и этнологов России. 3–6 июля. – М.; Ижевск: ИЭА РАН,УИИЯЛ УрО РАН, – С. 70.
  8. Мамонтова О.С. Экспедиционные материалы этнографа А.Г. Данилина в собрании Алтайского государственного краеведческого музея // Значение природного и культурного наследия в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина». – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2018. – С. 168–171.
  9. Романова С.В. Бурханизм в коллекциях Российского этнографического музея // Этнос и конфессия: Материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. – С. 240–246.
  10. Арзютов Д.В., Данилина Л.А. Этнография этнографа: Андрей Григорьевич Данилин и его архивы // Сибирские исторические исследования: НИТГУ, 2020. – № 4. – С. 274–325.
  11. Копанева А.Н. История организации научного архива Государственного музея этнографии (1935–1941) // Этнографический музей как феномен культуры: Материалы Двадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2021. – C. 35–40.

 

Коллекции

Алтайцы

№ 4768. – Инструменты деревообработки и выделки кожи, элементы интерьера, утварь, предметы табакокурения, украшения, детские игрушки, знак собственности (тамга). Включала 24 предмета, сохранился 21. Ойратская автономная обл., Шебалинский и Онгудайский р-ны. Сбор 1928 г.

№ 8761–8081, 8082, 8129/а, б, 8130, 8141, 8162, 8169/1–4, 8170/1–6, 8172/1–8, 8173, 8174, 8779, 8185;

№ 8762–19095–19100, 19104, 19106–19113, 19116, 19119, 19125, 19127/1–28, 19128, 20338. – Предметы ремесла: выделка кожи, деревообработка, собирательство, утварь, компоненты традиционного костюма, украшения, предметы шаманского и бурханистского культа.

Болгары

№ 6112. – Женский головной убор, прялки. Включает 3 предмета. Крымская АССР, Старокрымский р-н. Сбор 1938 г.

Гагаузы

№ 6431. – Феска. Включает 1 предмет. МССР. Сбор 1940 г.

Европейские евреи

№ 6343. – Печатные материалы по быту евреев в Молдавии. Включала 45 предметов, не сохранились. МССР. Сбор 1940 г.

Крымские татары

№ 6129. – Рисунки, изображающие орнаменты крымских татар с советской тематикой художника-самоучки Калафанова. Включает 5 предметов. Крымская АССР. Сбор 1938 г.

Молдаване

№ 6342. – Ковры, полотенца, переметные сумы, обувь, утварь, веретена. Включала 36 предметов, сохранился 31. МССР. Сбор 1940 г.

    

Фотоколлекции

Алтайцы

№ 5697. – Музыкальные инструменты, антропологические типы, транспорт. Включает 3 негатива, 1 диапозитив. Ойротская авт. обл. 1935 г.

Дидойцы, андийцы

№ 6341. – Антропологические типы, средства передвижения. Включает 7 фотоотечатков. Дагестан. 1926 г.

Русские

№ 5301. – Колхозный быт: приемка молока, детские ясли, изба-читальня. Включает 3 негатива. Ленинградская обл. 1931 г.

№ 5610. – Поселение, жилище, культовые сооружения, праздники и обряды, транспорт, запись песен на фонограф, собрание колхозников, строительство силосной башни, уборка льна, культурные мероприятия. Включает 25 фотоотпечатков. Ярославская, Ленинградская обл. 1930 г., поступление 1933 г.

№ 6067. – Спичечная фабрика «Пролетарское знамя» (общие виды ст. Чудово и фабрики, процесс производства спичек, техника). Включает 26 негативов. Ленинградская обл., ст. Чудово. 1932 г.

№ 9396. – Транспорт, сельскохозяйственные работы, собрание артели рыбаков. Включает 3 фотоотпечатка. Костромская обл. 1925 г. Коллекция получена в дар от Т.А. Крюковой

№ 9397. – Жилище. Включает 1 фотоотпечаток. Костромская обл. 1925 г. Коллекция получена в дар от Т.А. Крюковой

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.